В рамках программы продвижения и поддержки региональных брендов продуктов питания Минсельхоз вводит классификацию, разделяющую бренды на категории в целях разработки наиболее эффективных мер поддержки каждой из них. Об этом в ходе всероссийского совещания «Комплексное развитие сельских территорий и малых форм хозяйствования» в Уфе рассказала заместитель директора Департамента регионального развития Минсельхоза РФ Рената Бибарсова.
Региональные бренды разделяются на пять категорий:
- НМПТ. Основным критерием вхождения бренда в эту группу является его наличие в реестре наименований места происхождения товара, которые регистрируются Роспатентом на основании заключения Минсельхоза. В эту категорию входят такие региональные бренды, как «Вологодское масло», «Тульский пряник», «Адыгейский сыр», «Белевская пастила» и т.д.
- Региональный микробренд. В эту категорию входят бренды, население территории производства которых составляет до 3 тыс. человек (малые, средние и большие сельские поселения). Примером может служить «Сунский рыжик».
- Региональный малый бренд. К этой категории относятся бренды, население территории производства которых составляет до 30 тыс. человек (крупные сельские поселения, малые города и поселки). К таким брендам относятся «Муромский калач» и «Истобенские огурцы».
- Региональный бренд. В эту группу входят бренды, которые производятся на территории отдельного региона. В качестве примера брендов, относящихся к такой категории, можно привести «Костромской сыр», «Тульский березовый квас», «Мичуринские яблоки».
- Региональный макробренд (группа продуктов). Бренды, входящие в эту категорию, могут производиться на территории одного или нескольких регионов. К таким брендам относятся «Крымские вина», «Кубанские овощи», «Дальневосточные морепродукты», «Сибирские пельмени».
Также для участников программы поддержки региональных брендов будет разработан ряд обязательных критериев, которые определяют бренд как региональный:
- Бренд должен содержать в названии указание местности или иметь с ней четкую ассоциацию.
- Бренд должен обладать идентичностью, то есть иметь особые свойства, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.
- Бренд должен производиться частично или полностью на указанной территории.
- Бренд должны выпускать (или иметь возможность выпускать) несколько производителей.
- Бренд не должен принадлежать одному правообладателю. Как отмечают в Минсельхозе, первостепенная задача программы – донести до регионов перспективы развития и продвижения региональных брендов и научить их это делать силами региона с поддержкой Минсельхоза.
Программа состоит из четырех этапов, каждый из которых решает свои задачи.
- Найти перспективные региональные бренды и создать базу для дальнейшей работы.
- Научить правительство региона и производителей развивать региональные бренды: формировать спрос, увеличивать продажи и объемы производства.
- Показать на примере финалистов как формируется спрос и увеличиваются продажи.
- Помочь увеличить объемы производства, используя инструменты финансовой поддержки.
Поручение подготовить предложения по поддержке региональных брендов продуктов питания было дано Владимиром Путиным по итогам «Прямой линии» в июне 2019 года.
Для его реализации Минсельхоз разработал комплекс разнонаправленных мероприятий, включающий медиа-продвижение, проведение серии гастрономических фестивалей, деловых форумов, а также ряд других активностей, направленных на популяризацию и наращивание объемов производства и реализации такой продукции. Кроме самих региональных брендов, поддержку получат их производители, а также национальные бренды российских продуктов питания для их продвижения на целевых иностранных рынках.
Минсельхоз рассчитывает, что реализация запланированных мероприятий будет способствовать повышению узнаваемости продовольственных брендов среди потребителей и повышению качества отечественной продукции АПК, импортозамещению и наращиванию экспорта, в том числе нишевой продукции, вовлечению граждан в малое предпринимательство в сфере сельского хозяйства.
milknews.ru