Печать

LAAd0IKVPebCuNcKwkk85LAuOwPQhB7g 14 ноября в Госдуме состоялись парламентские слушания «Законодательные аспекты развития сельскохозяйственной кооперации», организованные комитетом по аграрным вопросам. В них участвовали депутаты ГД, члены Совета Федерации, руководство Минсельхоза, Росагролизинга, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, представители союзов и ассоциаций, аграрии, ученые.

Для затравки приведем данные Росстата: на 1 января 2018 года в России насчитывается: 24 тысячи микро-предприятий; 205 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств; 23 млн граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; 5 608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В настоящее время только 2% фермеров являются членами кооперативов. Попытка использовать кооперативную форму хозяйствования без должного внимания к кооперативным принципам развития не дала ожидаемого быстрого результата. Это отмечали многие выступающие.

Председатель аграрного комитета ГД Владимир Кашин, в частности, заявил: «Главная наша борьба — за устойчивое развитие сельских территорий. Потому что все наши малые формы хозяйствования живут в деревнях и очень важно, какие там дороги, жилье, как обустроена жизнь». Парламентарий также напомнил, что одной из поставленных целей Президента РФ Владимира Путина является увеличение сельскохозяйственного потенциала в два раза. Для ее выполнения можно, в том числе, привлечь резерв МФХ, который имеется в стране.

В России порядка 10 млн га земли, которая является наиболее пригодной для получения высокого урожая. Об этом сообщил заместитель Министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев. Кто-то называет цифру в 40 млн га, кто-то в 80 млн га. Мы точно знаем, что у нас есть 10 млн га земли первой категории, подчеркнул он. Мы называем это «земли первой категории», когда структура себестоимости затрат по вовлечению земли в оборот соответствует маржинальности сельхозкультур, которые можно на ней вырастить», — заявил Лебедев. Он подчеркнул, что введение в оборот земель сельскохозяйственного назначения будет происходить по системе эффективного гектара. Таким образом будет обеспечена доходность российским аграриям.

Также Лебедев информировал о формах поддержки малых форм хозяйств, в частности, о грантах. Для поддержки только вступающих в сельское хозяйство граждан есть грант «Начинающий фермер», второй ступенью является «Семейные животноводческие фермы» и третья – «Кооператив».

Минсельхозом России разрабатывается федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы») с общим объемом финансирования в размере 37,4 млрд рублей на период до 2024 года.

Вместе с тем, существует немало проблем и противоречий в российском законодательстве, в ряде подзаконных актов и инструкций, которые препятствуют развитию кооперации на селе. На этом бескомпромиссно заострил внимание участников первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников. 

Для совершенствования законодательства о кооперации парламентарий предложил создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон. «Как говорил наш великий ученый А.В. Чаянов, которого мы часто цитируем, кооперативные объединения позволяют небольшим хозяйствам пользоваться теми преимуществами, которые имеют крупные хозяйства. Наша задача – всемерно развивать кооперацию», – заявил Плотников.

Все развитые страны мира, подчеркнул депутат, уже объединили своих сельхозтоваропроизводителей в кооперативы. Например, свыше 80% всех товаропроизводителей Евросоюза находятся в кооперативных объединениях. В России же в настоящее время только 2% фермеров являются членами кооперативов. В ряде регионов, например, Мурманской, Магаданской, Еврейской областях, Камчатском крае, нет ни одного кооператива. 

Выступающий выделил два основных «тормоза» развития сельскохозяйственной кооперации в нашей стране: противоречия в законодательстве и отсутствие понимания, что кооперация – это, действительно, тот ресурс, который позволяет увеличить производство и развивать сельские территории.

Заключение правительство противоречит указу президента

«Один из примеров – ст. 50 Гражданского кодекса РФ, которая, на наш взгляд, нарушает основополагающие принципы кооперации. Она запрещает распределять доходы между членами кооператива. Убытки распределяются между членами, а доходы — нет. Депутаты из аграрного комитета Госдумы подготовили поправку, которую поддержали Минсельхоз и Центробанк. Однако Минюст дал отрицательный отзыв, и его позиция легла в основу заключения Правительства. Нам непонятен такой подход. На наш взгляд, он противоречит тем целям, которые поставлены в Указе Президента», – сказал первый замглавы комитета Госдумы.

Во-вторых, продолжил Плотников, само понятие кооперации в законодательстве трактуется по-разному. При этом во всех научных работах прописано, что это некоммерческая организация. 

«Ст.123.1 ГК РФ тоже препятствует развитию кооперации, потому что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц. Юрлица, согласно этой статье, кооперативы создавать не могут. Почему? У нас десятки тысяч фермерских хозяйств являются юридическими лицами, и мы должны все сделать для того, чтобы вовлечь их в кооперативное движение, они – основной фундамент, который объединяет небольшие хозяйства. Таким образом, эта формулировка является барьером для создания кооперативов второго и третьего уровня», – отметил депутат.

По словам Плотникова, существенной доработки требует норма, регулирующая деятельность сельхозкооперативов в Налоговом кодексе. «В частности, в ст. 342 п.2 говорится, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы признаются сельхозпроизводителями, если доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, а также от выполнения работ членов данного кооператива составляет не менее 70%. А в законе о развитии сельхозкооперации норма 50%. В законе о развитии сельского хозяйства – тоже 70%. Такие противоречия надо устранить, прописать одну цифру, чтобы никто не спекулировал на этом», – считает он.

«Что касается освобождения от налога на прибыль: сельскохозяйственные организации освобождены от уплаты этого налога, а кооперативы платят. Помимо прочего, налог на прибыль взимается с имущества, даже с того, которое безвозмездно передается кооперативу, и даже со средств, направленных на формирование резервов. Еще одна чувствительная тема – взимание налога на добавленную стоимость. Также особое внимание привлекает вопрос о выплате дивидендов, получаемых членами сельхозкооперативов», – указал парламентарий.

Владимир Плотников призвал участников парламентских слушаний выработать единый подход, единое понимание вопросов, связанных с развитием кооперации. «Нам надо создать «дорожную карту» и поэтапно решать существующие правовые проблемы, потому что кооперация – это очень мощный ресурс для увеличения производства аграрной продукции, расширения каналов сбыта, снижения издержек, повышения доходности, развития сел, хуторов и деревень», – заключил он.

Гендиректор АО «Росагролизинг» Павел Косов отметил: «Поставки в лизинг техники кооперативам в 2018 году увеличились в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». Он напомнил, что в 2017 году Росагролизингом в рамках поручения Президента России была разработана Программа развития сельхозкооперации с использованием инструмента федерального лизинга до 2020 года. Сумма инвестиций РАЛ составляет 12,4 млрд руб.

В настоящий момент перевыполнен план на текущий год по оснащению машинно-технологических компаний (МТК) в 10 регионах страны. Для обновления производственной базы кооперативных хозяйств и МТК поставлено порядка 1 тыс. ед. сельхозтехники и более 3 тыс. голов скота. Общий объем инвестиций Росагролизинга на реализацию программы в 2018 году составил 3 млрд рублей.

Кооперация и развитие сельских территорий неразделимы

Депутат Госдумы от Вологодской области Евгений Шулепов убежден, что заниматься развитием кооперативов необходимо вместе с развитием села.

«В материалах парламентских слушаниях есть тезис, что сегодня наблюдается сокращение числа кооперативов на селе. За  последние 15 лет мы потеряли более 20 тыс. деревень. Убежден, что заниматься развитием сельскохозяйственных кооперативов необходимо только вместе с развитием села.

Об этом говорит и опыт Российской империи, и опыт Советского Союза. Нам необходимо разработать и принять новый национальный проект развития сельских территорий, в основе которого должна лежать кооперация. Кооперативное начало очень близко русскому человеку и русскому характеру, кооперация является самой свободной, равноправной, справедливой и эффективной формой организации труда», – заявил он.

По словам Шулепова, первое, что необходимо сделать – на федеральном уровне на постоянной основе вести мониторинг происходящих изменений в регионах, давая им оценку. Второе: нужны долгосрочные и реальные стратегии развития сельских территорий, каждого поселения, учитывающие все ресурсы, имеющиеся на территории, содержать бизнес-планы.

«Люди, живущие на земле, должны видеть свои перспективы. Эти стратегии должны быть разработаны вместе с главами поселений, кооперативы могут сыграть в этом решающую роль», – считает депутат. Третье – необходимо переходить от бюджетного планирования к более эффективному стратегическому планированию. Сначала стратегия – потом ресурсы. Четвертое: на законодательном уровне придать и закрепить за сельской местностью особый статус социально-экономического развития. Также парламентарий высказался за введение налоговых преференций для сельхозпроизводителей и предложил задуматься о создании федерального агентства либо министерства по развитию сельских территорий – подобные структуры действуют в ряде стран.  

Также Евгений Шулепов сообщил, что депутатами Госдумы подготовлен ряд законопроектов, они находятся на рассмотрении палаты и касаются снижения административной нагрузки на кооперативы, упрощения финансовой устойчивости кооперативов. Правительством и Центробанком данные инициативы поддержаны. Кроме того, в декабре 2017 года при комитете Госдумы по финансовому рынку был создан Экспертный совет по небанковским финансово-кредитным организациям и кредитной кооперации.

Необходимо также отметить, что Минсельхозом России разрабатывается федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Общий объем финансирования Федерального проекта на период до 2024 года планируется в размере 37,4 млрд рублей. Федеральный проект предусматривает реализацию трех направлений государственной поддержки, финансируемых за счет средств федерального бюджета: грантовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие хозяйств (грант «Агростартап»); субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов; субсидии на обеспечение деятельности и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, сотрудники которых будут оказывать весь спектр консультационной поддержки.

При этом предоставление субсидий на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов предполагает оказание государственной поддержки по двум направлениям: субсидии на возмещение части затрат кооперативов, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции, полученной от членов кооперативов. Мера государственной поддержки направлена на стимулирование увеличения реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, через сельскохозяйственные потребительские кооперативы; субсидии на возмещение части затрат (не более 50%) кооператива на приобретение сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственной техники для оказания услуг членам кооператива. Мера направлена на повышение привлекательности объединения разрозненных сельхозтоваропроизводителей, в том числе ЛПХ и КФХ, в кооперативы.

Субсидирование деятельности центров компетенций позволит создать систему информационно-консультационной и методологической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Центры компетенций будут предоставлять услуги по регистрации и сопровождению хозяйств и кооперативов в ведении бизнеса, оказывать помощь при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение субсидий из федерального и регионального бюджетов, кредитов в кредитных организациях, осуществлять организацию подготовки и переподготовки кадров для малых агропредприятий.

В настоящее время Минсельхоз России ведет разработку нормативных правовых актов для реализации новых мер государственной поддержки, стандартов центров компетенций. Вместе с тем, ситуацию в развитии кооперации на селе в целом нельзя признать удовлетворительной. Наблюдается постоянное сокращение числа сельскохозяйственных кооперативов.

Механическое применение регулятивного воздействия ко всем кооперативам (без учета масштабов их деятельности) привело к практически полному прекращению создания новых кооперативов и сокращению числа действующих. Сохраняется воздействие ранее сформировавшихся негативных для кредитных кооперативов факторов: недоступность банковского кредита и отсутствие федеральной финансовой поддержки, что не компенсируется за счет региональных средств, выделяемых лишь некоторыми субъектами РФ.

Анализ проблем развития сельскохозяйственной кооперации в РФ за последние двадцать лет обусловливает следующие основные направления совершенствования кооперативной политики: внесение изменений в действующее законодательство о сельскохозяйственной кооперации, усиление финансовой поддержки кооперации, совершенствование контроля по соблюдению кооперативных правил и принципов, улучшение организационного, информационного и методического обеспечения кооперативного движения.

По итогам состоявшегося обсуждения участники единогласно поддержали Рекомендации парламентских слушаний Федеральному собранию РФ, Правительству РФ, профильным федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, кооперативным союзам и ассоциациям. В них нашли отражение наиболее острые вопросы развития сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации и перспективные пути их решения.

…. И вновь продолжается бой – за сельхозкооперацию. В обществе существует положительное признание роли кооперации, однако системной поддержки кооперативного развития нет. Помню радужные лица фермеров после выступления тогдашнего министра с/х РФ Николая Федорова на первом Всероссийском съезде сельских кооперативов в Питере (март 2013). Какие впечатляющие решения принимались!

kvedomosti.ru