Ученые обнаружили, что пчелы передают молекулы РНК друг другу, разделяя их в съедобном желе в виде вакцинации для защиты от вирусных инфекций

Пчелы не просто дают нам мед. Они являются доминирующими опылителями многих пищевых культур, и около трети нашего рациона зависит от того, как пчелы выполняют свои работу.

Однако в последнее десятилетие нарастает беспокойство из-за гибели пчел от вирусных инфекций, от которых пока нет эффективного лекарства.

Научно-исследовательское сотрудничество между экспертами США и Израиля проложило путь к разработке противовирусных препаратов для пчел. В исследовании, опубликованном в Cell Reports, ученые сообщают, что обнаружили важную деталь: оказывается, пчелы делят молекулы РНК друг с другом через желе. Некоторые из перенесенных РНК могут помочь предотвратить экспрессию вирусных генов и защитить весь улей от вирусной инфекции.

Более подробное изучение этой системы переноса РНК от пчелы к пчеле может однажды привести к появлению РНК-вакцин, которые послужат на благо драгоценных насекомых-опылителей и всего человечества в итоге.

Ученые впервые выдвинули эту гипотезу о передаче молекул РНК между пчелами еще в 2010 году. Израильская компания Beeologics протестировала этот метод, показавший защиту длительностью более одного поколения в улье. К сожалению, судьба эксперимента неясна с момента приобретения Monsanto этой израильской компании в 2012 году.

Исследователи также предполагают, что можно использовать пчелиную систему переноса РНК в других организмах, включая людей. «Пчелы создали вид «клея», который связывает РНК в гранулы, делая стабильный продукт для передачи другим пчелам. Например, у людей этот «клей» можно было бы применять для доставки молекул РНК, заглушающих гены, участвующие в таких заболеваниях наследственных людей, как бета-талассемия (анемия Кули)», считают ученые.