Органическая ветеринария начинается уже сегодня: ученые ищут эко-практики для здорового выращивания КРС - фотоТелятам предложили выпаивать настой эвкалипта для снижения выбросов метана

Снижение выбросов метана по-прежнему является серьезной проблемой в животноводстве.

Исследователи обращаются к устойчивым и экологически чистым стратегиям выращивания сельхозскота. Оказалось, что экстракт листьев эвкалипта обладает высокой эффективностью для уменьшения выбросов метана у молочных телят.

Во время микробной деградации корма в рубце значительные количества энергии и азота теряются в виде метана. Метан является парниковым газом со значительным потенциалом для усиления глобального потепления. Следовательно, уменьшение выбросов рубец-метана приводит к экономическим и экологическим выгодам.
Ученые утверждают, что потенциал экстракта листьев эвкалипта для изменения ферментации рубца и уменьшения эмиссии метана у жвачных животных заключается в его вторичных метаболитах, которые состоят из 1,8-цинеола, α-пинена, транс-пинокарвеола, п-цимена и пинокарвона. Кроме того, экстракты C. citriodora обладают антимикробными (антибактериальными и антипротозойными) и антиоксидантными свойствами, которые также необходимы для модуляции производства метана и улучшения здоровья молодняка КРС.

Тридцать телят со средней массой тела 37,3 ± 0,02 кг и в возрасте 4 или 5 дней были отобраны для оценки влияния молока с добавлением различных доз водного экстракта C. citriodora на производство метана, усвояемость питательных веществ, показатели роста и состояние здоровья.

Экстракт смешивался с молоком в количестве 10 мл и 20 мл на теленка в день в течение экспериментального периода 15 недель и сравнивался с контрольным молоком с нулевой добавкой настоя.

Метан

Выяснилось, что экстракт листьев эвкалипта способен уменьшать выброс метана на 20,1% и 61,5%, когда добавляется в дозах 10 мл и 20 мл соответственно. Сокращение простейших в рубце и метаногенных бактерий – основные причины эффекта.

Снижение количества простейших и метаногенных бактерий можно объяснить ингибирующим действием терпенов и других вторичных растительных соединений, присутствующих в C. citriodora. Простейшие из рубца обеспечивают идеальную среду обитания для метаногенных бактерий. Кроме того, производство метана при ферментации в рубце связано с повышенным процентным содержанием пропионата и сниженным процентным содержанием ацетата.

Уменьшение содержания ацетата связано с уменьшением популяции простейших.

Антибактериальная и антипротозойная активность

Была проведена оценка распространенных патогенных бактерий, вовлеченных в диарею у телят, в качестве показателя состояния здоровья.

Популяции данных бактерии уменьшались с увеличением доз экстракта.

Снижение количества бактерий объясняется антимикробными механизмами вторичных метаболитов экстракта листьев, которые включают ингибирование ферментов, разрушение клеточной мембраны, депривацию субстрата и предотвращение бактериальной колонизации. Эти вторичные метаболиты в основном состоят из компонентов: 1,8-цинеол, α-пинен, транс-пинокарвеол, п-цимен и пинокарвон.

Ученые также обнаружили снижение количества простейших на 15,6% и 30,6% при добавлении C. citriodora в дозах 10 и 20 мл соответственно. Так как простейшие из рубца обеспечивают идеальную среду обитания для метаногенных бактерий, их сокращение косвенно снижает выработку метана.

Антиоксидантные эффекты

Выяснилось, что концентрация малонового диальдегида в плазме снижалась при добавлении экстракта листьев, в то время как уровни ферментов глутатионпероксидазы, супероксиддисмутазы и каталазы увеличивались.

Пониженная концентрация малонового диальдегида является показателем сниженной окислительной деградации липидов, тогда как повышенный уровень антиоксидантных ферментов в плазме указывает на улучшенную антиоксидантную способность.

Соединения экстракта листьев эффективно ослабляют радикальные цепные реакции, конкурируя с реакционноспособными компонентами-хозяевами, тем самым останавливая распространение цепи окисления.

Перевариваемость

Исследователи обнаружили более низкую усвояемость питательных веществ, рост и прибавку в весе телят с добавкой эвкалиптового настоя при 20 мл, но диета с 10 мл не отличалась нулевого контроля.

Ученые связывают эти результаты с возможным негативным влиянием некоторых растительных вторичных метаболитов экстракта (например, конденсированных дубильных веществ, сапонинов, алкалоидов) на усвояемость питательных веществ.

Они также указали на низкое потребление корма с высокой дозой настоя, что, по их мнению, является фактором, способствующим низким темпам роста. Нивелировать негативный эффект возможно при коррекции вкуса - инкапсуляция этих экстрактов как вариант.

Выводы

Экстракт листьев, добавляемый в дозе 10 мл на теленка в день, управляет ферментацией рубца, снижая выработку метана, без каких-либо отрицательных воздействий на ростовые показатели.

Помимо повышения антиоксидантной ферментативной активности в плазме, добавление экстракта листьев, независимо от дозировки, демонстрирует заметное снижение количества фекальных патогенных бактерий и увеличение антиоксидантной способности, что указывает на      улучшение  состояния         здоровья.
www.agroxxi.ru