Рано или поздно перед аграрием встает вопрос приобретения специализированной техники. Однако зачастую изыскивать средства на такую покупку оказывается довольно проблематичным, особенно если на балансе уже имеются какие-то сельскохозяйственные машины. Тогда на помощь приходят варианты с приобретением в лизинг или кредит. В чем плюсы и минусы этих двух способов приобретения техники, какие есть подводные камни и что, в конце концов, выгоднее? Давайте разбираться.

Сначала о самом главном – о сути этих двух понятий и главном различии. Покупая технику в кредит, мы соглашаемся выплачивать определенную часть ее стоимости в течение заранее установленного срока. Чем он больше – тем меньше ежемесячный размер платежа. Лизинг же предполагает пользование техникой в течение оговоренного времени за фиксированную сумму. То есть по сути это долгосрочная аренда с правом дальнейшего выкупа. Изначальная цель кредита и лизинга совпадает – получение техники в пользование здесь и сейчас. Вот только в первом случае она сразу же переходит в собственность агрария, а во втором – остается принадлежать лизинговой компании до тех пор, пока не будет выплачен последний взнос.

Проценты есть везде

Важнейший фактор – сумма первоначального взноса. В случае с кредитом на покупку сельхозтехники стандартная сумма составляет порядка 15% всей стоимости объекта. Впрочем, аграрии зачастую берут как раз нецелевой кредит без первоначального взноса и используют его для приобретения агротехники. Но здесь есть свой нюанс – банк наверняка потребует залоговое обеспечение сделки, а это уже совсем ненужная финансовая нагрузка. Правда, если у организации есть открытая кредитная линия, резонно будет рассчитывать на послабление в вопросе первоначального взноса.

В лизинге обычный первоначальный взнос составляет примерно от 5% стоимости, зато не требуется залоговое обеспечение – им является само транспортное средство. Тут уж, как говорится, что кому важнее, но нужно помнить, что проценты начисляются и там, и там.

В плане получения возможной скидки явно выгоднее лизинг, что объясняется довольно просто. Сотрудничая с производителем техники, лизинговая компания выкупает для своих целей достаточно большое количество машин, а в благодарность за такой «опт» получает определенную скидку, часть которой вполне можно предложить клиенту.

Нередкими являются и различные пакетные предложения, когда вместе с договором лизинга компания предоставляет целый комплекс дополнительных услуг со скидкой. Свежий пример: известный отечественный автопроизводитель этим летом запустил специально для сельхозпроизводителей заманчивую акцию по лизингу с пониженной ставкой, минимальным авансовым платежом, длительным сроком действия договора и большой скидкой на КАСКО.

Кредитные же предложения, как правило, сопровождаются разве что временными акциями, под которые еще надо попасть. Ждать же целенаправленно можно долго.

Время – деньги

Немаловажную роль играет и время, потраченное на то, чтобы получить добро на финансовую операцию. Если компания берет нецелевой кредит, банку нужно будет оценить свои риски, определить оценочную стоимость залогового имущества, а также собрать от клиента кучу различных документов (некоторые придется заверять у нотариуса). В результате процесс одобрения заявки может затянуться от 1 до 3 недель. Если только у компании-клиента нет открытой кредитной линии – тогда положительный ответ можно получить буквально за пару дней.

В лизинге в этом смысле все гораздо проще и быстрее – документов меньше, срок одобрения заявки – 1-3 дня. А все потому, что риски изначально пониженные и не требуется залоговое обеспечение.

Стоит обратить внимание и на тонкости с налогообложением. Оформив технику в лизинг, можно сэкономить на налоге на прибыль, потому что все лизинговые платежи входят в себестоимость. То есть фермер получает возможность больше расходов относить на затраты и за счет этого выигрывать в финансовом плане.

Кто владеет, а кто отвечает?

Еще один существенный момент – в кредите вполне могут отказать, если на компании и так уже висит несколько других кредитов. Новое бремя долга усилит нагрузку, а заодно уменьшит шансы на положительное решение в дальнейшем. Тогда как при лизинге техника остается на балансе лизинговой компании и оставляет «пространство для маневра».

Что касается владения транспортным средством, то здесь у кредита есть определенные преимущества. В частности, возможность распоряжаться им по своему усмотрению (если только сама техника не выступает в роли залога – бывают и такие случаи). Лизинг такой привилегии не дает – право собственности, как мы уже выяснили, появляется только с выплатой последнего взноса. Кстати, существует вариант, при котором можно не выкупать объект по истечении договора лизинга и вернуть его обратно в компанию – это так называемый оперативный (возвратный) лизинг. Но чаще всего в России все-таки имеет место быть лизинг финансовый, при котором транспортное средство по окончании срока аренды выкупается. Есть еще третий случай – если стороны остались довольны условиями сотрудничества, они вполне могут просто продлить действие договора.

Вопрос ответственности тесно соприкасается с вопросом обслуживания. Тут тоже преимущество на стороне лизинга, поскольку все дополнительные услуги в подавляющем большинстве случаев лизинговая компания берет на себя. Это и страхование, и регистрация, и сервисное обслуживание, в том числе плановое ТО. Более того, некоторые организации даже предлагают комплексное управление всем автопарком фирмы, отслеживая сроки прохождения техосмотра, выполняя текущий ремонт. Фишек может быть много – вплоть до оплаты топлива или предоставление скидки на нее.

В свою очередь, банк, выдающий кредит, обеспечивает лишь финансирование покупки и никаких дополнительных обязательств на себя не взваливает.

А вот если вдруг что-то пойдет не так и по какой-то причине у клиента потребуется изъять имеющуюся у него технику, проще будет сделать это с той, которая находится в лизинге. Вовсе необязательно это должно быть связано с каким-либо криминалом – достаточно нескольких просрочек по платежам. Лизинговая компания в этом случае имеет право во внесудебном порядке расторгнуть договор и изъять транспортное средство. А вот кредитную технику можно изъять только по решению суда.

Нельзя исключать и вариант, при котором лизинговая компания может по каким-либо причинам прекратить свое существование, и тогда все платежи попросту сгорят, а техника так и останется в чужой собственности.

Подводя итог, напрашивается определенный вывод, но дать однозначный ответ, что лучше или выгоднее, очень сложно. Если смотреть по количеству рассмотренных преимуществ, лизинг окажется впереди. Но у него есть несколько существенных недостатков, которые могут стать камнем преткновения для агрария. Объективная же истина кроется в необходимости индивидуального подхода и в том, что нужно тщательно взвешивать все, даже самые мелкие нюансы и не забывать смотреть на перспективу, решая текущие задачи.

Комментарий

Виталий Карабабаян, руководитель по малому и среднему бизнесу БГ «Волгоградская 5» ПАО Совкомбанк

Многие сравнивают два этих продукта по величине процентной ставки и размеру ежемесячного платежа, но такой анализ не даст полной картины по стоимости и общим затратам на приобретение сельхозтехники или оборудования. На первый взгляд может показаться, что кредит выгоднее, т.к. ежемесячный платеж по нему, как правило, ниже, чем по лизингу. Но если взять во внимание тот факт, что при лизинге организация может получить налоговые льготы, то картина может получиться противоположной. Так, лизинг способен значительно сократить налог на прибыль организации за счет ускоренной амортизации предмета лизинга и возможности отнести все лизинговые платежи в затраты предприятия. Так же за счет ускоренной амортизации значительно уменьшается размер имущественного налога. И это еще не все: при использовании финансовой аренды возмещение НДС производится со всей стоимости лизинговых платежей, а они всегда выше, чем стоимость самого предмета лизинга.

Все вышеизложенные факторы делают лизинг более привлекательным продуктом, чем кредит. Но здесь не нужно забывать, что многие предприятия находятся на специальном налоговом режиме, при котором все налоговые льготы, имеющиеся в лизинге, уже не будут иметь весомого аргумента. Так что выбор в любом случае остается за самим предприятием, и каждый такой случай необходимо рассматривать в отдельности.

rynok-apk.ru