Парламентские слушания на тему «Законодательные аспекты социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК» 12 декабря 2018 года в Малом зале Государственной Думы под председательством Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина состоялись Парламентские слушания на тему «Законодательные аспекты социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК».

В рамках парламентских слушаний участники обсудили правовые аспекты благосостояния работников АПК и условия для создания достойного уровня жизни в сельских территориях, вопросы пенсионного обеспечения, заработной платы, охраны труда, подготовки профессиональных кадров, условия жизни сельских жителей, а также комплексное развитие сельских территорий субъектов РФ.

Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин, открывая парламентские слушания, сказал: «Мы находимся на рубеже определения стратегии развития сельских территорий в Российской Федерации. У нас есть поручение Президента РФ о разработке новой Государственной программы «Развитие сельских территорий», которая должна стать ключевым инструментом развития в экономическом и социальном аспекте 90% территории Российской Федерации – сельской местности, создания комфортных условий проживания для четверти населения страны».

В сельской местности проживает около 37,9 млн. человек, что составляет более 26% населения Российской Федерации. При этом в отрасли сельского хозяйства трудятся около 4,8 млн. человек (6,7% от численности всех занятых в экономике). В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве создается более 4% валовой добавленной стоимости. Свыше трети отраслей экономики страны связаны с аграрной сферой.

Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин напомнил, что «с 1 января 2018 года Госпрограмма переведена на проектное управление и статус ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» был понижен до направления (подпрограммы), а сама проблема развития сельских территорий не включена в основные цели государственной программы».

Набор запланированных мероприятий подпрограммы не отвечает на большинство уже сложившихся вызовов развития. Подпрограмма предусматривает только индикаторы в части социального развития. Тогда как стагнация развития большинства сельских поселений – муниципальных образований в сельской местности – вызвана не только и не столько слабой поддержкой развития социальной инфраструктуры, а слабым развитием сельской экономики и незаинтересованностью муниципалитетов влиять как на экономическое, так и на социальное развитие.

Председатель профсоюза работников АПК России Наталья Агапова отметила, не только проблемы, которые существуют в отрасли АПК, но высказала предложения для их решения.

«Во-первых, средний уровень заработной платы в организациях сельского хозяйства в среднем по России по прежнему не превышает 60% от среднемесячной зарплаты по стране (42325 руб.),  и составляет всего 24922 руб. Считаем, что необходимо внести в Госпрограмму развития сельского хозяйства до 2010 года показатель соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны.

Во-вторых, в организациях АПК существует масштабная, хроническая проблема задолженности по заработной плате. По данным Росстата, на 1 ноября 2018 г. задолженность по зарплате в сельском хозяйстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях, лесозаготовках по сравнению с 1 октября 2018 года увеличилась на 21,6 млн. рублей (на 13,6%) и составила 180,4 млн. рублей. Основная причина задолженности – банкротство организаций. Профсоюз предлагает внести поправки в гражданское законодательство и в закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления первоочередности выплаты заработной платы по сравнению с другими выплатами должникам.

В третьих, продолжаются нарушение прав работников на свободу объединения, препятствование деятельности профсоюзов и нарушение права профорганизаций на введение коллективных договоров. Предлагаем внести поправки в законодательные акты в части приоритетного оказания   государственной и организационной поддержки предприятиям  АПК, участвующим в системе социального партнерства.», - сказала Наталья Агапова.

В организациях АПК социальное партнерство на локальном уровне реализуется путем заключения коллективного договора. К сожалению, существующая в АПК система взаимоотношений между работниками и работодателями по вопросам регулирования трудовых отношений на уровне организаций на протяжении последних лет существенно не меняется, в результате чего коллективные договоры не выполняют предназначенную им роль в регулировании вопросов оплаты труда.

Руководители региональных организаций Профсоюза работников АПК РФ в своих выступлениях отмечали, что «профсоюз АПК совместно с депутатами всегда выступал за то, чтобы жителям села были доступны не только рабочие места и достойная заработная плата, но и были гарантированы современные государственные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и информационных технологий. И решать эти задачи возможно при активном социальном диалоге сторон социального партнерства на всех уровнях - от федерального до локального.

Неудовлетворенность темпами положительных перемен накладывает отпечаток на социально-психологический климат в российской деревне. В этих условиях в сельской местности сохраняются высокие миграционные настроения. По среднему варианту прогноза Росстата, к 2020 г. численность сельского населения в России уменьшится  до 35,4 млн. человек, к 2030 г. – до 32,3 млн. человек, что подрывает трудовой потенциал развития АПК.

По состоянию на 1 января 2018 года в сельской местности проживало 11,7 млн. пенсионеров, из которых 1,8 млн. чел. продолжают работать, а средний размер пенсии у этих пенсионеров, составил 11 579 рублей. При этом на эту же дату средний размер пенсии по Российской Федерации составил - 13 323 рубля. В соответствии с принятыми решениями с 1 января 2019 года лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты на весь период их проживания в сельской местности. Минтруд РФ оценивает, что прибавку получат 944 837 неработающих пенсионеров, проживающих в сельской местности.

«Без решения проблем, которые были озвучены участниками парламентских слушаний, невозможен переход к устойчивому развитию сельских территорий и аграрной экономики, и как следствие, обеспечение продовольственной безопасности.

Учитывая недопустимо низкий уровень социально-экономического развития сельских территорий, уменьшение численности сельского населения, целесообразно разработать единую государственную программу Российской Федерации развития сельских территорий, включив в неё мероприятия, содержавшиеся во всех отраслевых государственных программах, которые запланированы к реализации на сельских территориях.

Работа над решением острых вопросов поддержки сельских жителей, работников АПК, не терпит отлагательства, должна вестись непрерывно и эффективно, с учетом вклада    многих поколений сельчан в величие России. Причем эта работа будет для нас приоритетом вплоть до тех пор, пока русская деревня, кавказкий аул, кубанская станица не станут самодостаточными, динамично развивающимися в экономическом и социальном плане территориями», -  подчеркнул Владимир Кашин.

В парламентских слушаниях приняли участиепредставители федеральных органов государственной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органонов государственной власти субъектов РФ, члены профсоюзных организаций АПК более 25 субъектов РФ, руководители  крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, а также представители науки и отраслевых союзов и ассоциаций АПК.

По итогам состоявшегося обсуждения участники единогласно поддержали Рекомендации парламентских слушаний, в которых нашли отражение наиболее острые вопросы социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК.

komitet2-20.km.duma.gov.ru