Печать

ONFNOYABR2018-7 На днях прошел съезд Общероссийского народного фронта. В нем участвовала большая группа фермеров и кооператоров. Эксперты ОНФ предлагают пересмотреть критерии эффективности региональных гарантийных организаций, наладить рынки сбыта и сделать эффективными центры компетенции. Об этом статья Ольги БАШМАЧНИКОВОЙ для «Крестьянских ведомостей».

«Майским» указом Президента РФ предусмотрены задачи по увеличению количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек к 2024 году или почти на 40% (сейчас около 18 млн). В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который, по сути, был разработан во исполнение Указа, составляющей вошел федеральный проект «Создание системы поддержки фермерства и развития сельской кооперации». На проект предусматривается выделение до 2024 года 37 млрд рублей, в том числе 17,9 млрд на поддержку сельхозкооперативов, 16,375 млрд рублей на грантовую поддержку КФХ, 3 млрд рублей на центры компетенции. В результате предполагается вовлечь в кооперацию и малое предпринимательство за 6 лет более 100 тысяч граждан. Кроме того, разработан и федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам».

Однако, для того, чтобы выделенные ресурсы сработали надолго и позволили создать устойчивые бизнесы и кооперативы, необходимо обеспечить базовые условия для развития предпринимательства. Показателем создания благоприятного предпринимательского климата являются данные статистики – сколько создано новых бизнесов, сколько из бизнеса ушло. Итоговая цифра должна показывать положительную динамику. Это значит, вложив в бизнес или кооператив инвестиции и ресурсы, предприниматели смогут решить параллельно возникающие задачи, среди базовых — получить кредит, реализовать продукцию и по итогу года остаться с доходом, позволяющим осуществлять воспроизводство или расширенное воспроизводство.

В село с целью предпринимательства приезжают и могут приехать молодые ребята, которых нужно простимулировать жильем, грантами, свободным оформлением земли – однако, принимать решение о переезде в село и реализации стартапа инвестиционного проекта они будут, оценивая модель возможного бизнеса в долгосрочной перспективе со всех сторон. То же самое касается и сельских предпринимателей из села и вышедших – если проблем с бизнесом больше, чем выхлопа – нет смысла и затеваться. Мало начать дело, важно его эффективно продолжить, сохранить и развить.

На дискуссионной площадке «Сельская кооперация и поддержка фермерства», которая проходила в рамках съезда ОНФ, мы как раз обсуждали, что мешает малым предпринимателям и кооперативам быть успешными и как эти проблемы решить.

В части господдержки

Малые предприниматели на селе, безусловно, нуждаются в мерах государственной поддержки, выравнивающих доходность (несвязанная поддержка на га, на литр молока), в доступных кредитных и заемных ресурсах, рынках сбыта, профильных консультациях технологического, экономического и юридического характера.

Основное предложение, выработанное на площадке: несвязанную поддержку на га предоставлять только субъектам малого предпринимательства, остальные должны получать доходы за счет новых технологий и эффекта масштаба или по аналогии с льготным кредитованием установить квоту средств на МФХ пропорционально доли произведенной сектором продукции в конкретном регионе.

В части кредитования

Тот факт, что только малая доля КФХ получают льготные кредиты, известен. Здесь проблемы, связанные с доходностью, финансовой отчетностью, нехваткой залога, большим пакетом документов.

Во многом жесткие требования банков объясняются соответствующими требованиями со стороны Центрального Банка РФ. Важнейший вопрос — регулирование Центрального банка РФ. Предложение, сформулированное на секции в адрес ЦБ, касалось упрощения требований к коммерческим банкам по работе с кредитами МФХ, сформулированные в Положении Банка России № 590-П 28.06.2017.

Кроме того, к сожалению, созданная система региональных гарантийных организаций (РГО) не настроена на работу с кредитами малых чеков, а это могло бы способствовать решению вопроса с залогом.

РГО создавались для целей обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, включая крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако, выдавая гарантию РГО, хотят учесть все возможные риски. Получается двойная процедура прохождения документов — сначала в банке, затем в РГО. Поскольку РГО гарантируют только часть риска, зачастую они не могут с банком поделить залоги. Да и мотивации – предоставить гарантию, чтобы помочь мелкому фермеру и кооперативу получить необходимый для развития кредит у РГО, нет. Показатели по количество выданных гарантий в критериях оценки эффективности РГО не установлены. По факту, за 6 месяцев 2018 года РГО по России выдали всего 29 поручительств фермерам и 24 – сельскохозяйственным кооперативам. Хотелось бы, чтобы в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам» вопрос установления количественных задач в отношении РГО был бы решен. В итоге, это бы привело к росту доли сельских предпринимателей и кооперативов, воспользовавшихся кредитными ресурсами. И если, по данным на 1.10.2018 года только 4% зарегистрированных КФХ получили льготные кредиты, то по итогам 2019 года мы должны увидеть цифру не менее 15%. В этом и будет результат вышеуказанного федерального проекта. Простое выделение средств финансовым институтам без заданных количественных целей не приведет к желаемым результатам.

В части рынков сбыта 

Трудности с попаданием на полки торговых сетей безусловно касаются большей части фермеров и кооперативов. Малым производителями сложно выполнять жесткие требования ритейла и конкурировать с крупными поставщиками. Отсюда первая задача: кооперироваться, чтобы обеспечивать больший и регулярный объем. Однако, даже это не решит проблему доходного сбыта. Так, сетями установлены обязательные еженедельные промо-акции для поставщиков, которые предполагают реализацию продукции по сниженной на 20% цене, что убыточно для производителя. Кроме того, закупочные цены практически всегда на грани себестоимости. Дело в том, что ритейл работает с межрегиональными оптово-распределительными центрами (ОРЦ), которые закупают продукцию по наиболее низким ценам в регионах, где по факту произошло перепроизводство. Например, закупочная цена картошки в ситуации перепроизводства падает до 2-4 рублей, а для другого региона это абсолютно убыточный демпинг. И даже, если в шаговой доступности от кооператива есть торговые сети, поставить продукцию туда и не выгодно, и невозможно, во–первых, потому что продукция поставляется с межрегионального ОРЦ, а во-вторых – непроходимо низкая цена.

Предложение от площадки: должна быть установлена законодательная норма – местные производители должны быть представлены на прилавках торговых сетей в объеме не менее 30% — здесь уже торговые сети должны создать условия, привлекательные для местного бизнеса. Кроме того, торговлю целесообразно простимулировать, при условии доли продукции субъектов малого предпринимательства на полках не менее 25% — предоставляется налоговая льгота.

В рамках дискуссии были озвучены предложения об установлении в торговых сетях специальных прилавков для фермерской продукции, которая всегда найдет своего покупателя, хотя и не продается по демпинговым ценам. Фермерско-кооперативная продукция, даже не будучи в чистом виде органическая, априори выращенная с меньшим количеством удобрений и прочей химии, и на это всегда есть свой спрос.

Госконтракты и поставки в социальные учреждения отданы в основном крупным поставщикам. Местным, да еще и малым производителям туда пробиться невозможно. Что касается ярмарок выходного дня и рынков – для фермеров и кооперативов дорога туда закрыта. Здесь царствуют перекупщики. Сомодератор площадки Анатолий Коротаев, председатель СССППК второго уровня «Флагман» Липецкой области предложил развивать систему кооперативных магазинов и мелкооптовых рынков. Однако, здесь нужны серьезные инвестиции с господдержкой.

В итоге предложения площадки в части улучшения доступа к рынкам сбыта выглядят следующим образом:

1.Законодательно установить обязательное требование о 30-процентной доле местных поставщиков на региональных прилавках торговых сетей.

2.Предусмотреть налоговые преференции для торговых сетей с долей продукции субъектов малого предпринимательства, включая СПоК, не менее 25%.

3.Предусмотреть господдержку кооперативам на аренду или создание розничных кооперативных магазинов шаговой доступности или строительство таких магазинов за счет государства и предоставление их в аренду на льготных условиях реально действующим кооперативам.

4.Предусмотреть в положениях о государственной поддержке сельскохозяйственных кооперативов пункт, позволяющий направлять грантовые средства на строительство и реконструкцию мелкооптовых кооперативных рынков.

5.Предусмотреть господдержку на разработку и создание товарного знака.

6.Внести в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положения о преференции в закупках сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства.

В части консультирования     

Принимая во внимание тот факт, что только 3-5% малых предпринимателей могут эффективно развиваться без профильного консультирования, задача обеспечения информационно-консультационной поддержки малых предпринимателей на селе и кооперативов имеет необычайно важное значение. Однако, профессиональных специализированных служб, направленных только на вышеуказанный сегмент, очень мало.  В основном, это службы, сформированные на базе профильных союзов и ассоциаций. Именно там специалисты давно погружены в тему, работают и с фермерами, и с ЛПХ, и с кооперативами, но им не хватает ресурсов для обеспечения консультирования по всему спектру вопросов.

Только в нескольких субъектах РФ сохранились ИКЦ, созданные в свое время за счет государственных ресурсов, однако они работают на весь АПК, задача малого сектора не выделена в качестве приоритетной. А выбранные сегодня структуры в качестве центров компетенции зачастую далеки от деятельности фермеров и кооперативов. Об этом, в частности, высказывался Александр Максимович Родин – заместитель председателя Совета АККОР.

На площадке ОНФ были сформулированы следующие предложения:

Создавать центры компетенции на базе организаций фермерского самоуправления и других профильных союзов, исходя из уровня развития данных структур организации в регионе и наличия районных подразделений.

Установить для центров компетенции обязательным условием – доля услуг, оказываемых МФХ — не менее 70%.

Поддерживать создание опытных площадок на базе фермеров и кооперативов — для тиражирования опыта и обучения основам кооперации.

Для того, чтобы оценить эффективность тех или иных мер поддержки, а также динамику изменения ситуации в проблемных зонах, важно проводить регулярные мониторинги, опираясь на мнение и оценку целевой группы – сельских предпринимателей и кооператоров.

Общероссийский народный фронт считает проведение оценочных мониторингов одной из важнейших задач оценки предпринимательского климата и эффективности мер господдержки данного сектора. По сути народный контроль позволяет определять болевые точки, а экспертная работа — сформулировать предложения, которые позволят создать действительно эффективную систему поддержки фермерства и кооперации.

kvedomosti.ru