Новые правила сортировки товаров, обязывающие магазины разделять молочную продукцию с заменителями молочного жира от натуральной «молочки», вступили в силу 1 июля. Инициатива, требующая «визуального отделения» натуральных молочных продуктов, коснулась как межрегиональных сетевых магазинов, так и обычных продуктовых.

The DairyNews опросило ритейлеров и производителей с целью разобраться, как выполняется это постановление и выполняется ли оно вообще.

 «В магазинах розничной сети «Магнит» молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты будут визуально выделены с помощью ценников. Для удобства покупателей на ценнике товаров, в составе которых нет заменителя молочного жира, будет нанесена соответствующая информационная надпись, что отвечает приказу Министерства промышленности и торговли РФ» - сообщает пресс-служба розничной сети «Магнит» АО «Тандер».

Как видим, размытая формулировка постановления дала сетям некоторую свободу действий – в документе ведь не говорится о «раздельных» полках для натуральной продукции и фальсификата. Как ранее сообщало The DairyNews, существуют лишь рекомендации за авторством Роспотребнадзора, которые сети выполнять не спешат.

«Перекресток» пошел дальше: там не только ввели новую методику обозначения продукции на ценниках, но и установила специальные плакаты для посетителей. Представитель X5 Retail Group: «Все магазины Х5 уже подготовились к исполнению новых требований по размещению молочной продукции в торговом зале. Для визуального отделения товаров с содержанием заменителя молочного жира и без него на ценниках появилось специальное обозначение «СЗМЖ» и «БЗМЖ». Кроме этого в магазинах появились плакаты, объясняющие новую маркировку». 

Комментарий пресс-службы «Перекрестка» подтвердился: в московских магазинах ценники действительно изменили. Теперь на каждом продукте «молочки» будет своя маркировка. 

 Хуже дела обстоят в обычных продуктовых магазинах, либо в региональных не сетевых отделах. Там о постановлении будто и не слышали – полки ломятся от продукции, и одному поставщику известно, какая натуральна. 

The DairyNews опросило руководство нескольких крупных заодов-производителей «молочки» с целью выяснить, как они сами относятся к инициативе. Их мнения разделились.

 Анатолий Лосев, генеральный директор «Молвест», не считает, что инициатива принесет ощутимых результатов: «Мы относимся ко всем подобным инициативам положительно, но в целом, думаю, это ни к чему не приведет, поскольку вопрос не в сортировке товаров, а в том, что сам продавец не может знать, какой продукт перед ним, соответствует ли этикетка реальному содержимому товара. За это отвечают 2 стороны – производитель и торговая сеть. Последние, пользуясь своим влиянием, прямо или косвенно могут вынуждать компании экономить и заменять натуральную молочную продукцию более дешевой. На рост или снижение продаж молока также существенного влияния не будет». 

 Вартан Аветов, основатель «А2 молоко», напротив, поддерживает инициативу: «Мы считаем, что это полезная инициатива – не вводить потребителей в заблуждение, а разделять продукцию, в которой содержится настоящий жир от той, где его нет. На нас это никаким образом не отразилось, мы не производим фальсификат, и верим, что наши партнеры в торговых сетях тоже не торгуют им». 

 Юрий Каракашян, генеральный директор Ростовского завода плавленых сыров, благосклонно отнесся к переменам, однако также видит в них ряд проблем. В первую очередь, что меняют расположения пока только крупные сети: «Пока ощутимого результата нет, на наши заявки по производству это никак не повлияло. Но для покупателей инициатива полезна, она облегчает выбор – каждый будет знать, что он покупает. Однако в маленьких магазина это пока не работает, продуктовые «у дома» продукцию еще не разделяют».   

 Об отсутствии ощутимого эффекта заявил также Игорь Дю, председатель правления Молочного завода «Галактика». В его понимании, те, кто фальсифицирует молочный продукт, ставя на него ложную маркировку, продолжат это делать в любом случае, и покупателей от покупки товара с заменителем это не спасет. «Но с другой стороны, меры могут быть полезны для тех производителей, кто изначально делает «не молоко» - продукцию с заменителями. Для них это своего рода промоушен - если товар поставят на отдельную полку».  

Таким образом, практической пользы от принятого постановления на данный момент не наблюдается – большая часть продуктовых никак на него не отреагировала. Отреагировали только крупные торговые сети, просто установив «маркировку» на ценники и развесив плакаты, которые, к слову, не сразу замечаешь. А если учесть, что мы все, покупая молоко или сыр, обращаем внимание на 2 компонента – жирность и цену, вероятность, что кто-то будет замечать эти заветные 4 буквы – «БЗМЖ» и «СЗМЖ» невелика.

www.dairynews.ru