Печать
Просмотров: 313

             «Крестьянские ведомости» завершают цикл публикаций с парламентских слушаний в аграрном комитете Госдумы на тему «Правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий». 

 

Выступления были по делу. Этого требовал и модератор вечерней части слушаний заместитель Председателя Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов. Участники слушаний продолжили обсуждение перспектив увеличения трудовых ресурсов на селе, доходов сельского населения, вопросы образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Е. Терешков: есть рабочие места, но нет людей

Индивидуальный предприниматель, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Тверской области Евгений Терешков поделился своей тревогой и соображениями:

– Идёт вымирание сёл и деревень, особенно это заметно в нашей нечернозёмной зоне. Наше хозяйство находится в маленькой деревне в Тверской области, где в 2005 году было 10 жилых домов, а на сегодняшний день осталось только четыре. И очень больно видеть заколоченные окна.

Являясь депутатом сельского поселения, я встречался с выпускниками местной школы и выяснил, что никто не планирует связать свою дальнейшую жизнь с родным селом. Наступило время, что найти хорошую доярку или механизатора очень проблематично. Если раньше в школах проходили занятия, где давались навыки по сельхозпрофессиям, то сейчас этого почти нет. Необходимо возобновить такую практику.

Отработав два года в одном из хозяйств района, которое подверглось процедуре банкротства, я, как и все рабочие, остался без средств к существованию. На тот момент личное подсобное хозяйство явилось единственным источником жизни нашей семьи. Поэтому мы решили сделать основную ставку на его развитие, и в 2009 году зарегистрировали фермерское хозяйство. С чем нам приходится сталкиваться?

Оформление земли в аренду у меня проходило более двух лет. Ещё одной проблемой является невозможность постройки на землях фермеров жилых домов, хозпостроек. Очень пугают растущие тарифы на электроэнергию и ГСМ. Киловатт/час стоит уже около 8 рублей. Чтобы получить кредит, необходимо заложить все, что имеешь.

Проблема с реализацией. Если в розницу, имея небольшое хозяйство, ещё можно как-то распродать свою продукцию, используя ярмарки и рынки, хотя это уже все сложнее, то поставлять свою продукцию в бюджетные учреждения, сады, школы, больницы не представляется возможным из-за торгов. Как результат этого наши дети в сельской местности пьют молоко, произведенное в Москве.

В 2015 году наше хозяйство выиграло грант, и мы построили ферму на 50 голов КРС. Появилась возможность увеличения поголовья и, как следствие этого, необходимость ввода в оборот запущенных земель. Благодаря программе по строительству жилья на селе, моя семья получила субсидию на строительство дома.

Что мы теперь имеем? Новый добротный дом, новая ферма. Есть рабочие места, но нет людей, желающих работать на селе. Поэтому обходимся силами своей семьи. И это всё в нечерноземной зоне в 40 километрах от города Вышний Волочек, где последние 20 лет не обрабатывались поля и жили одни пенсионеры.

Если представить, что мы не получили бы поддержки от государства, то не смогли бы на свои средства построить новое жилье, коровник. А теперь, имея такую базу, мы вряд ли куда-то уедем в поисках лучшего места.           

П. Зенькович: малокомплектные школы не закроем

Заместитель Министра образования и науки РФ Павел Зенькович заявил:

– Несмотря на существующий миф о нехватке учителей, статистика показывает, что в последние несколько лет кадровый дефицит в сельских школах составляет менее одного процента и продолжает сокращаться.

Процесс закрытия сельских школ был очень сильно остановлен благодаря принятию закона, в котором мы вывели их из-под подушевого финансирования. Сейчас в нашей стране 41300 школ, порядка 15 миллионов обучающихся. Число сельских школ составляет 59 процентов, при том, что в них учится всего лишь четверть от общего числа учеников. Мы понимаем, что сельские территории имеют свою специфику. Поэтому у нас даже есть школы, где 3 ученика, например, в Псковской области на острове. И у нас школ малокомплектных, где от одного до шестидесяти человек, – 12033, то есть половина сельских школ.

Острая проблема — доступность. За последние два года было выделено 6 миллиардов рублей на покупку 2,5 тысяч автобусов. В прошлом году было поставлено в субъекты около 1,5 тысяч.  Это, конечно, не решает всех проблем, потребность намного больше.

Самая главная и самая актуальная проблема сейчас — это строительство новых школ. В прошлом году на строительство сельских школ было потрачено 7 миллиардов рублей, в этом году 5,4 миллиарда. Создано порядка 12 тысяч мест в этом году, 9 тысяч мест в прошлом году. На ближайшие 3 года планируем потратить ещё не менее 15 миллиардов рублей, что позволит нам создать порядка 20 тысяч мест в школах.

Но это не решает задачу полностью снять вторую смену. Хотя в среднем вторая и третья смена на селе — процент меньше, чем в целом по федерации. Мы понимаем, что у нас 1,6 процента сельских школ находятся в аварийном состоянии, 17 процентов школ нуждаются в капитальном ремонте. И мы все имеющиеся средства будем вместе с регионами высвобождать на то, чтобы решать и эту проблему.

А. Мерзлов: создать федеральное агентство развития сельских территорий

Руководитель Центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Александр Мерзлов рассказал:

– География России такова, что большая часть её сельских территорий находится в малоблагоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условиях. Но эти обширные территории могут быть эффективно использованы для развития других отраслей сельской экономики — лесного хозяйства, местной промышленности, туризма.

В настоящее время господдержка акцентирована преимущественно на крупномасштабных инвестпроектах АПК. Вместе с тем в центре программ устойчивого развития сельских территорий должны находиться занятость и качество жизни сельского населении, а не интересы владельцев агрохолдингов, которые могут и не совпадать с интересами населения и лишь частично с ними пересекаться иногда. Программы устойчивого развития сельских территорий слабо охватывают большую часть страны, представленную удалёнными несельскохозяйственными и депрессивными сельскими территориями, там сельское население чувствует себя брошенным.

Государственную поддержку таких масштабных проектов, как развитие АПК и сельского социума, предлагаем основывать на типологии сельских территорий с выделением экологически устойчивых зон, благоприятных для агроиндустриального производства, а также селитебных зон с высокими культурными и природными потенциалами, где целесообразно развивать индивидуальное жилищное строительство, рекреацию и мелкомасштабное сельское хозяйство, производящее высокоценную региональную гастрономическую продукцию для населения и туристов, сохраняющие традиции, уклады и формирующие привлекательный сельский пейзаж.

Эта модель эндогенного устойчивого развития сельских сообществ освоена на множестве небольших инвестиций индивидуальных и коллективных. Такая диверсифицированная сельская экономика при поддержке государства организуется местными сообществами для собственной выгоды, задействует местное самоуправление.

В связи с этим можно рекомендовать следующее – создать федеральное агентство устойчивого развития сельских территорий. Изменить пропорции поддержки АПК и сельского малого бизнеса. Система с поддержкой множества дифференцированных инвестиций гораздо устойчивее, чем система с поддержкой одного большого моноотраслевого проекта. Иначе мы в одном месте боремся с проблемами моногородов, а в другом её сами создаём.

Д. Бутусов: больше внимания малым хозяйствам

Зампредседателя Правительства Орловской области Дмитрий Бутусов, среди прочего, внес деловое предложение: 

– Доступ к средствам производства малых форм хозяйствования и возможности реализации предпринимательских инициатив. Это может быть то, ради чего наши фермеры готовы нести некоторые издержки и социальные неудобства, но на сегодняшний день, перепись уже упоминала, растет доля крупных холдингов. В то же время основную социальную нагрузку, я как председатель совета директоров нескольких средних предприятий, вам ответственно могу сказать, несут на себе малые и средние предприятия, начиная от чистки дорог зимой и заканчивая, извините, уже похоронами ветеранов.

Ну, в крупных агрохолдингах вопросы корпоративной и социальной ответственности со сложной централизованной системой управления, к сожалению, пока зачастую не рассматриваются как необходимые условия устойчивого их развития, хотя, собственно, есть и положительные примеры.

Малые хозяйства должны участвовать в торгах за право использовать земельные участки, на которых проработали всю жизнь, наравне с крупнейшими холдингами и корпорациями. Зачастую они эту борьбу проигрывают и финансово, и юридически. Юридические службы корпорации идут практически на все, включая создание фиктивных КФХ, для участия в этих торгах. Мы не умаляем роль крупных холдингов, их роль в продовольственной безопасности, но считаем, что дисбалансов в экономике не должно быть, иначе будут последствия негативные.

И. Гехт: продлить ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» до 2020 года

Член аграрного комитета Совета Федерации Ирина Гехт критически оценила состояние дел и, в частности, отметила:

– К сожалению, современное российское законодательство не содержит комплексной правовой основы устойчивого развития сельских территорий. Основной нормативный документ – федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 годы и на период до 2020 года с 1 января 2018 года прекращает свое действие. Убеждена, что планы Минфина по упразднению программы социального развития села и передаче её мероприятий в отраслевые ведомства в части социальной инфраструктуры не сработают, потому что ведомства привыкли экономить на сельских расходах.

В этой связи предлагаю вернуться к рассмотрению вопроса о сохранении ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» до конца срока её реализации, тем более что, соответствующее постановление Совета Федерации на этот счет уже есть. Недавно принятая стратегия регионального развития одним из основных пунктов содержит урбанизацию населения, и это тоже показатель того, что мы не смотрим в сторону села даже на государственном уровне. Целесообразно разработать типологии сельских районов для дифференциации мер государственной поддержки села.

И. Валентик: реализовать концепцию лесного фермерства

Заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик внес неожиданные предложения:

– Сегодня неоднократно упоминалась проблема брошенных, заросших лесом сельхозтерриторий, по разным данным это около 40 миллиона гектаров.  Часть угодий, мы с вами понимаем, это неудобья или низко продуктивные территории. Я считаю, что здесь возможна реализация концепции так называемого лесного фермерства, а это неслучайный термин, он предусмотрен основами государственной лесной политики, которая утверждена Правительством РФ в 2013 году.

Принцип очень простой. Владелец соответствующего земельного участка и земель сельхозназначения, без изменения категории земель, может подать заявление об использовании этого участка либо как лесного, либо как сельскохозяйственного. И в данном случае у него будет установлен определенный порядок действий для того, чтобы использовать эту территорию для ведения сельского хозяйства, освободив его от лесной растительности, либо он будет вести там полноценное лесное хозяйство.

Сегодня на этих так называемых заброшенных территориях, действительно, творится бардак. Эти территории горят, там возникают очаги вредителей и болезней, там осуществляется рубка насаждений. Эту проблему надо решать в ближайшее время.

Вторая проблема — это собственные нужды. Около 14 миллионов кубометров древесины заготавливается для обеспечения населения дровами, для строительства домов и их ремонта. Концепцию льготы надо менять. Сегодня гражданин вынужден бегать, упрашивать, стоять в очередях. Эта льгота должна целенаправленно, в том числе через МФЦ, предоставляться непосредственно уже в натуральном виде. Нужны дрова, значит, нужны дрова. Нужен деловой лес для строительства дома, будет деловой лес. Это та проблема, для решения которой нужно находить скорейшее решение.

Глава Администрации Тамбовской области Александр Никитин поднял вопросы «мобильной трудовой занятости», требующей законодательного решения из-за недостатка рабочей силы.

Замминистра здравоохранения России Татьяна Яковлева заявила, чтобы поднять здравоохранение в целом по стране, нужно начать с села, а именно регионального зонирования и развития амбулаторий, фельдшерских и передвижных пунктов.

Глава Купчегеньского сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай Владимир Мандаев поднял вопросы газификации территорий, строительства объектов культуры, предложил «вернуть 5%-ю надбавку пенсионерам-аграриям».

Председатель Профсоюза работников АПК РФ Наталья Агапова среди перечисленных проблем АПК указала на «дискриминацию» по заработной плате, её невыплате и «дискриминацию пенсий», выступила с критикой, принятых Госдумой решений по поводу «замороженной до 2020 года надбавке к пенсии. С этим пора заканчивать».

С. Неверов: вкладывать деньги в инфраструктуру деревни

Заместитель Председателя Госдумы, руководителю фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Сергей Неверов указал на значение отрасли, её приоритетность в обеспечении продовольственной безопасности России. Несмотря на рост городских агломераций, Минсельхозу РФ необходимо уделять внимание устойчивому развитию сельских территорий, «вкладывать деньги государства в инфраструктуру деревни». «Этот вопрос должен оставаться нашим приоритетом», — подчеркнул депутат, отметив, в том числе расширение программы «земский доктор» на поселки городского типа и сохранение, по поручению Президента России, финансирования сельского хозяйства в 2018 году в объеме, не менее 2017 года.

«Но, коллеги, по программе устойчивого развития территорий у нас заложено в бюджете всего 16 миллиардов 234 миллиона, – подчеркнул Неверов. – Наверное, это недостаточно, и надо, конечно, смотреть, что увеличить, но для начала нужно сделать так, чтобы и эти деньги были эффективно потрачены и эффективно доведены».

Докладчик раскритиковал подход ряда политиков и экономистов, предполагающий полный отказ от инвестиций государства в сельские территории. «В последнее время звучит мнение о том, что есть мировой и общероссийский тренд на изменение структуры населения и его концентрацию в мегаполисах, — отметил он. – Россия – самая большая по площади в мире аграрная страна, и сельское хозяйство – основа обеспечения продовольственной безопасности страны. А село – территория, которая обеспечивает эту безопасность, сельское хозяйство – важнейшая составляющая экономики страны». Поэтому, сельская территория «должна оставаться в центре внимания государства», так как речь идет о качестве жизни более чем 25% граждан Российской Федерации.

Выступающий призвал Минсельхоз РФ и региональные власти внимательно относиться к интересам инвесторов: «Без первоначальных вложений государства в инфраструктуру никакой перспективы не будет. Поэтому если есть интерес инвестора к какой-либо территории сельской, его нужно поддержать и помочь. …Эффект от такой синергии потрясающий: отдаленные территории становятся привлекательны для высококвалифицированных специалистов».

Нам нужно поддержать сельскохозяйственные вузы, отметил Неверов, но важно не только подготовить специалистов, а их удержать на селе и сделать сельскую жизнь привлекательной, и в первую очередь для молодёжи. К этому относятся дороги, связь, доступ к сети Интернет и всё, что связано с социальной инфраструктурой — учреждения здравоохранения, дошкольные учебные заведения, школы, организации досуга, жилищно-коммунальная инфраструктура.

«Поэтому, коллеги, итогом сегодняшних слушаний должен стать тщательный анализ уже предпринятых мер министерством, Госдумой, где необходимо доработать, исправить недочёты, адаптировать всё это к современным реалиям. И конкретные предложения, которые сегодня прозвучали, мы обязательно впишем в наши рекомендации», – подчеркнул зампредседателя Госдумы.

В. Кашин: крепить стержень России     

Председатель аграрного комитета ГД Владимир Кашин подвел черту:  

– Я попрошу дать один слайд по вымиранию нашей деревни. За небольшой промежуток времени есть территории, где мы теряем уже 30 процентов, допустим, Магадан. Но Курган, посмотрите, наша Кировская, посмотрите на Нечерноземье, Псковская, Смоленская, Тверская — так же 15 процентов. То есть мы с вами, вымирая такими темпами, просто теряем нашу территорию. Мы теряем социальный контроль над Россией, над нашей большой уникальной территорией. Это родники, это идентичность нашего народа, это духовность, это стержень России.

Поэтому ещё раз убедительно говорим о необходимости пересмотреть своё отношение всем министерствам, ведомствам к сельским территориям. Мы сегодня 80 миллионов имеем в севообороте. Совсем недавно имели 117 миллионов. 

Мы не говорим сегодня о тех угодьях, мы говорим о пашне. Это равносильно Целине. 40 миллионов поднимал Советский Союз всем государством во время Целины. Это сколько рабочих мест? Это миллионы на селе рабочих мест. А передел этой продукции — это десятки миллионов человек, они и работали. У нас совсем недавно работало на селе 13,7 миллиона, сейчас — 4,8. А ведь каждое рабочее место на селе даёт семь в городе.

Подводя итог дискуссии, В. Кашин представил проект рекомендаций.  Он заверил, обращаясь к присутствующим в зале пленарных заседаний представителям министерств, что депутаты «всё равно добьются включения строчек о финансировании сельских территорий в 21 госпрограмму», и предложил «не дожидаться скандалов и начинать включать строки о финансировании села в программы самостоятельно».

После этого проект рекомендаций парламентских слушаний был принят за основу, доработанные Комитетом рекомендации федеральным и региональным исполнительным и законодательным органам власти лягут в основу Постановления Государственной Думы.

http://kvedomosti.ru