Печать

В декабре 2018 г. на базе Алтайского классического университета прошла научно-практическая конференция, посвященная проблемам защиты растений. Как заявили организаторы, эта встреча научного сообщества и представителей реального сектора экономики стала первой из серии тех, которые в дальнейшем будут посвящены острейшим проблемам аграрной отрасли. Об основных темах, обсуждавшихся на семинаре, – в материале, подготовленном корреспондентом Центра сельскохозяйственного консультирования Алтайского края.

Факторы риска

По данным статистики, которую привел известный в Алтайском крае эксперт Григорий Стецов, в России из 143 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель пестициды используются лишь на площади 65-85 млн га. Для эффективного растениеводства, по мнению ученых, эта цифра должна составлять

не менее 140 млн га. То есть обработку средствами защиты растений необходимо проводить фактически на всей территории сельхозугодий. Почему? В мире существует около 9000 разновидностей насекомых, приносящих вред культурным растениям, около 8000 видов сорняков и порядка 50 000 различных возбудителей болезней. Если не обрабатывать сельхозрастения средствами защиты, недополучение урожая составит от 31 до 79 %..

– Процент значительно колеблется в зависимости от природно-климатических условий, — говорит эксперт. – К примеру, значительные потери урожая происходят из-за атак саранчи. Такие насекомые способны за сутки съедать объемы, в 90 раз превышающие их собственный вес.

Почему? Они просто не умеют пить, и используют растения для питья. По этой причине вред сельскому хозяйству они наносят в основном в засушливые годы.

От 14 до 45 % – потери урожая из-за болезней.

– В последние годы в Алтайском крае активно себя проявляет бурая ржавчина, – объясняет Стецов. – Еще 5-6 лет назад о таком заболевании на зерновых практически никто не слышал. Бурая ржавчина проявляла себя, но раз в 10 лет, поэтому никто не профилактировал посевы от этого заболевания. Сегодня все

больше аграриев стали выращивать озимую пшеницу – возбудители болезни успешно перезимовывают на полях, засеянных «озимкой», а весной-летом начинают активно вредить посевам. Если провести простые подсчеты, то картина выглядит следующим образом: озимой пшеницы можно получить до 60 ц с га. Если она заболела – около 30 ц/га. В прошлом году озимые дали алтайским аграриям около полумиллиона тонн зерна. Если не обрабатывать поля от ржавчины, то гарантированные потери были бы следующие:

в стадии кущения – 94 % от урожая, в стадии выхода в трубку – 40–60 % от урожая, в стадии флагового листа перед колошением – 10–11 %.

По словам специалиста, вероятность того, что в полевом сезоне 2019 года стоит вновь ожидать бурую ржавчину, – 99,9 %.

Потери урожая от сорных растений составляют от 11 до 16 %.

– В данном случае необходимо применение гербицидов. Все индивидуально и зависит от конкретного поля, зоны, культуры, препарата. Но есть и общие рекомендации. К примеру, факторы, влияющие на эффективность гербицидов. И в первую очередь это погодные условия. Так, никогда нельзя надеяться на чудо и обрабатывать посевы перед дождем. Дорогой дождь получается, — резюмирует Стецов.

«Живые» препараты

Плюс к имеющимся средствам борьбы (механическим и химическим) ведутся поиски других эффективных и безопасных решений. О биопрепаратах, предлагаемых сегодня рынком, о принципе их действия рассказал Сергей СМИРНОВ, к. б. н., заведующий отделом УПБ «Южно-сибирский ботанический сад» при АлтГУ. В основе действия биологических препаратов, применяемых в сельском хозяйстве, – различные виды антагонизма, когда одни организмы могут препятствовать размножению и активности других. Антагонизм может выражаться в различных формах. Простейшие из них – конкуренция за источники питания (одни микроорганизмы не дают возможности развиваться другим за счет большей скорости роста и использования питательных веществ). Виды, обладающие большей скоростью роста (более высокой колонизирующей способностью), более конкурентоспособны и используются в биологической защите растений. Примером могут быть бактерии р. Pseudomonas, которые быстро связывают ионы железа, превращая их в сидерофоры, недоступные для других микроорганизмов. Чаще используют в биологической защите различные формы антибиоза (антагонизма, основанного на выделении в окружающую среду растворимых и летучих продуктов жизнедеятельности, сдерживающих или полностью подавляющих развитие других видов). В качестве таких веществ могут выступать антибиотики и токсины. Еще одной из форм антагонизма является паразитизм, в основе которого лежит использование одним видом другого в качестве питательного субстрата. Питание одного паразита другим паразитическим организмом можно наблюдать на примере грибов Darluca, которые развиваются на ржавчинных грибах, аналогично грибы р. Ampelomyces паразитируют на мучнисто-росяных грибах.

Примером хищных микроорганизмов являются грибы р. Arthrobotrys.

Биологические препараты имеют массу плюсов: от безопасности и экологичности до отсутствия фактора привыкания. Но для их массового применения пока еще существует множество «но». Вот, по мнению Сергея Смирнова, некоторые из них:

- медленный, не всегда очевидный эффект;

- высокая цена;

- узкий диапазон применения (влажность, температура);

- специфика изолятов/штаммов;

- контроль качества препаратов (нет методик измерения);

- сроки и условия хранения;

- сложности в применении.

Какими именно препаратами пользоваться на своих угодьях, аграриям никто не навязывает, тут выбор каждого. Правда, этот выбор ограничен одним простым тезисом: без применения средств защиты растений до 79 % урожая может погибнуть. Григорий СТЕЦОВ, д. с.-х. н., профессор кафедры растениеводства, переработки и механизации Алтайского института повышения квалификации руководителей и специалистов АПК:

– В Алтайском крае темой защиты растений я занимаюсь с 1989 года. С тех пор многое изменилось — в севооборот вошли новые культуры (соя, чечевица, рапс). Какие-то культуры, напротив, выпали из него. Кукурузы стали значительно меньше сеять. Гороха – раньше доходило до 300 тысяч гектаров, сегодня сеется порядка 30-40 тысяч. Такие изменения в севообороте связаны в том числе и с ограничивающими факторами. На горохе – это ржавчина, например. Когда-то применяли много удобрений, сегодня даже не покрываем вынос. Плюс появились новые вредители, напрямую влияющие на потенциал урожайности. А он есть! У того же «Октябрьского» Зонального района многолетняя средняя урожайность зерновых – 4 тонны с гектара. Локтевский район со своей зоной многие годы был в хвосте сводок – сейчас собирает 15-20 центнеров с гектара. Главное – работать.

«Актуальные агросистемы», январь-февраль 2019г.