Печать
Просмотров: 358

             Вырастить урожай — это только полдела. Его еще нужно сохранить и реализовать. А своевременная и грамотно организованная доставка сельхозпродукции в торговые точки и на перерабатывающие предприятия является гарантом качества конечного продукта. По этой причине данному производственному этапу уделяется особое внимание . Самосвальные автопоезда имеют в сцепке минимум по два кузова, что делает перевозку экономичной и удобной

О современных подходах к доставке продукции с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка.

Сельскохозяйственную продукцию лучше всего перевозить специализированным транспортом. Это могут быть специальные самосвалы, бортовые автопоезда, зерновозы, а также цистерны, перечисляет Леонид Ткачик, директор по продажам грузовых автомобилей компании «Скания-Русь».

По словам специалиста, данный автотранспорт представляет собой комплектный продукт, состоящий из шасси (основа грузового автомобиля, предлагаемая с различными кабинами, двигателями и колесными формулами) и надстройки, которая представляет собой модуль, превращающий машину в специализированную технику: самосвалы, зерновозы и так далее. И то и другое клиент подбирает в соответствии с задачами своего бизнеса, поэтому на выходе получается совершенно уникальный продукт, говорит Ткачик.

В «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС» уверены, что седельные тягачи наиболее востребованы для данного сегмента рынка, поскольку на них можно производить надстройки, которые необходимы для дальнейшей эксплуатации в сфере сельского хозяйства.

Напротив, Николай Лапшов, технический руководитель компании KÖGEL (Германия) с таким утверждением не согласен. Он уверен, что основным транспортом для перевозки сельхозпродукции являются зерновозы, которые в свою очередь подразделяются на три основных типа.

Прежде всего — это бортовые машины без гидрооборудования, способные осуществлять загрузку до 20 тонн груза. По словам специалиста, именно этот транспорт наиболее распространен в российских регионах, так как является самым бюджетным вариантом в сегменте зерновозов. Однако, для их разгрузки нужен специализированный элеватор, поскольку для выгрузки зерновых культур, требуется подъем и наклон транспортного средства на бок. Данный процесс разгрузки транспортного средства на элеваторе — является весьма специфичным, так как бортовые машины не имеют возможности к саморазгрузке и для каждого элеватора определены свои требования по высоте и длине зерновоза.

Еще один вариант — бортовые автопоезда, которые оборудованы двумя кузовами (основным и прицепом), благодаря чему возможна загрузка до 30 тонн груза. Это несомненное преимущество, которое, вдобавок ко всему, позволяет сократить транспортные расходы и время доставки: в то время как первый вариант — «одиночка» — для перевозки порядка 60 тонн должен совершить три рейса, автопоезд управится за два.

И, наконец, третий вариант — самосвальные зерновозы, которые могут вместить в свой кузов до 40 тонн груза. Их преимуществом Лапшов считает возможность самостоятельной разгрузки на три стороны. К тому же самосвальные автопоезда (равно как и бортовые) имеют в сцепке минимум по два кузова, что делает процесс перевозки весьма экономичным и удобным.

А вот цистерны, способные перевозить до 20 тонн груза, в России не так популярны, что нелогично, считает Лапшов, поскольку у этого транспорта есть огромный плюс — он менее подвержен коррозии, которая неминуема при перевозке зерновых культур. Он также обращает внимание на удобство разгрузки этих машин: в нижней части конструкции цистерн всегда имеются люки, через которые и осуществляется выгрузка зерна.

Как рассказывает Максим Басов, генеральный директор сельскохозяйственного бизнес-направления ГК «Русагро», в его компании используют различные модификации КАМАЗов: самосвалы, бортовые, зерновозы и пр. Во время уборочных работ сельскохозяйственное бизнес-направление задействует для перевозки сельхозпродукции 184 единицы собственных транспортных средств и дополнительно ежегодно привлекает со всех регионов страны около 2600 единиц арендуемых машин.

Поскольку «Русагро» обеспечивает сырьем 9 сахарных заводов, основная доля перевозок приходится на сахарную свеклу (более 5 млн т). Второе место по объемам (примерно 1,4 млн т суммарно) занимает транспортировка ранних зерновых и поздних яровых культур. Основной задачей транспортной логистики Басов считает обеспечение бесперебойной доставки готовой продукции от комбайнов до мест подработки и хранения в ограниченные по времени сроки уборки. «В разные периоды суммарно по всем регионам в данном виде перевозок у нас задействовано до 1500 единиц грузового транспорта в сутки», — подсчитывает специалист. По его словам, при выборе техники для перевозки сельхозпродукции в компании опирались на следующие критерии: общая стоимость владения техникой, наличие дилерских/сервисных центров в регионах присутствия, ремонтопригодность в условиях собственных ремонтных баз, а также соответствие всем требованиям и стандартам надзорных органов в сфере транспорта.

В ГК «Русский Дом» используют автомобили КАМАЗ с прицепом. Помимо сельхозпродукции (зерно и сахарная свекла) компания также перевозит минеральные удобрения и семена. По словам генерального директора группы компаний Олега Кананыхина, данный выбор определен оптимальным соотношением цены и качества. «Мы выбирали универсальные автомобили, пригодные и для выполнения технологических операций (например, подвоза удобрений в поле), и для перевозки транспортировки различных материалов и запчастей, и для перевозки выращенной продукции, — поясняет Кананыхин. — При этом мы не забывали о стоимости эксплуатации и ремонтопригодности (наличие сервиса и запчастей). А то, что у нас 95% машин — это автомобили с прицепом, объясняется тем, что при необходимости прицеп всегда можно отцепить».

А вот в хозяйстве «Агрофирма Аграфеновская» (Ростовская область) сельхозпродукцию перевозят автомобилями ГАЗ 53, ЗИЛ-ММЗ, МАЗ и тракторными прицепами. Как рассказывает председатель хозяйства Владимир Меркулов, техника у него старая, изношенная, давно себя изжившая, но на данный момент финансовой возможности ее заменить нет.

Опции в помощь

По мнению Андрея Горгодзе, гендиректора «Завода гидромеханических передач» Минск), аграрию при выборе техники для перевозки сельхозпродукции нужно, прежде всего, четко понимать, куда будет отправляться продукция: на хранение, переработку или в торговые точки. Например, прямые поставки в торговые сети или на склад фруктов или овощей требуют более бережного отношения к транспортировке, замечает специалист, а следовательно, в этом случае целесообразно выбирать бортовые КамАЗы, затем прицепы и только потом вагоны. В целом же при выборе техники для перевозки сельхозпродукции стоит опираться на принцип «не повреди поверхность сырья», то есть не побей, не подави и пр., советует Горгодзе.

Действительно, выбор техники главным образом определяется типом перевозимого груза, соглашается Юрий Нырков, руководитель отдела региональных продаж компании Schmitz Cargobull Russland («Шмитц Каргобулл Руссланд»). Так, для зерновозов необходима комбинированная задняя дверь с шибером для точечной разгрузки на некоторых элеваторах, считает специалист. А выбирая технику для перевозки овощей, нужно обращать внимание на условия загрузки и разгрузки, высоту хранилищ, плечо перевозки, на то, есть ли весовые контроли, и т. д.

Николай Лапшов из KÖGEL считает, что для транспортировки скоропортящейся сельхозпродукции лучше применять контейнеры или вагоны типа рефрижераторов, а овощная или плодово-ягодная культура может перевозиться либо навалом, либо упакованной в сетки, мешки или ящики. Горгодзе замечает, что перевозка навалом (особенно в металлическом кузове) любой сельхозпродукции, будь то картофель, свекла, яблоки, приведет к повреждению плодов. Чтобы этого не произошло, применяют специальные ленты (парашюты), а поверхность кузова выстилают резиново-тканевыми полосами, говорит специалист. Также при выгрузке между кузовом и лотком должен быть «фартук», добавляет он.

Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода «Тонар» не сомневается, что травмирования овощей или фруктов можно избежать только в случае использования специализированного транспорта. Так, с помощью цепного конвейера, установленного на специальный полуприцеп для перевозки картофеля, можно загружать продукт в поле и выгружать на складе, исключая лишние перегрузки и повреждение картофеля.

В случае же перевозки скоропортящихся товаров и продукции, требующей поддержания температурного режима, автотранспорт должен быть оборудован холодильными установками, подчеркивает Виталий Момот, президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС). По словам Лапшова из KÖGEL, такой транспорт помимо холодильно-отопительной установки может быть оснащен специальным освещением для загрузки/выгрузки, метками-идентификаторами, системой параллельного движения транспортного средства, оборудованием для автоматического рулевого управления, видеокамерой, оборудованием для мониторинга техники (датчики наклонов, замер моточасов, контроль объема сыпучих материалов и т. д.).

В незаменимости автоматизированной системы мониторинга убедились в ГК «Русагро». Весь грузовой автотранспорт компании (и собственный, и наемный) оснащен специальными системами мониторинга, позволяющими в режиме on-line отслеживать как текущее местоположение/скорость техники, так и другие важные технические характеристики (расход топлива, работу под нагрузкой и пр.). «Если с транспортом на линии происходит что-то незапланированное (длительная остановка, отклонение от маршрута и т. д.), то в соответствующие службы и подразделения нашей компании автоматически поступает информация о зафиксированном инциденте. После чего на основании уточнения и анализа данной информации специалистами «Русагро» принимаются необходимые решения», — поясняет Басов. Кстати, замечает он, ценность автоматизированной системы мониторинга, помимо сохранности продукции, еще и в том, что она позволяет проводить тщательный анализ транспортной работы и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение эффективности логистики перевозок продукции.

«Ненадежная» деталь

При перевозках готовой продукции могут возникать проблемы, не зависящие от человеческого фактора, например, неблагоприятные погодные условия, которые заставляют вносить коррективы в планирование маршрутов, изменять схемы погрузки и транспортировки. К сожалению, случаются и аварийные ремонты, когда транспортное средство задействовано в технологическом процессе. Такие ремонты, в зависимости от сложности, могут устраняться на месте, либо в условиях ремонтной мастерской. В сельскохозяйственном бизнес-направлении ГК «Русагро» машины приводятся в исправное состояние в максимально короткие сроки без привлечения сторонних организаций.

Наиболее частыми причинами выхода из строя транспортного средства являются изнашивание поверхностей, при котором выходят из строя подшипники приводов и колес, цепные и шестеренчатые приводы, нарушаются посадки в соединениях деталей, перечисляет Лапшов. Кроме того, в процессе эксплуатации деформируются или ломаются участки основной рамы с полной утратой работоспособности. Специалист уверен, что эти деформации и разрушения являются следствием силовых (статических и динамических) воздействий, вызывающих увеличение напряжений в материале деталей, превышающих допустимые значения. «Частой причиной отказов сельхозтехники являются разрушения деталей из-за усталостных деформаций и снижения прочности, изменения размеров, формы и взаиморасположения деталей вследствие изнашивания поверхностных слоев, деформация деталей и заклинивание подвижных сопряжений, разрушение и повреждение деталей под действием коррозии и износных явлений», — поясняет Лапшов. По его словам, коррозионному или деформационному разрушению подвержены узлы, выполненные из тонколистовой стали или из таких материалов, как нержавеющая лента или металлы жестких закалок.

Помимо прочего, в сельскохозяйственных машинах часто возникают отказы из-за нарушения регулировок и повреждения креплений отдельных деталей. Чаще всего ломаются те детали, которые подвержены нагрузке или трению, соглашается с Лапшовым Горгодзе. Такого же мнения придерживается и Кривцов. По его словам, особенно остро стоит вопрос с осевыми нагрузками при перевозках зерна, т. к. появляется все больше пунктов весового контроля. Для решения данной проблемы специалист предлагает использовать полуприцепы с донной выгрузкой, имеющие самый низкий собственный вес, а также самосвалы с алюминиевым кузовом.

Также причиной поломки может быть пренебрежение руководством рекомендаций по эксплуатации техники, отсутствие профессионального техобслуживания, превышение нормативных допусков (это касается и техники, дополнительного оборудования). К большим поломкам приводит несвоевременная замена вышедших из строя деталей, а также некорректное натяжение ремней шкивов, эксплуатация техники в неподходящих погодных условиях, игнорирование предупредительных сигналов (световых и звуковых), передача с/х техники в аренду неквалифицированным сотрудникам, перечисляет Лапшов.

По мнению президента АСОРПС, одной из основных причин поломки транспортного средства можно назвать неквалифицированные кадры. Момот считает, что, поскольку техника становится все более сложной в эксплуатации, руководителям необходимо изыскивать средства на повышение квалификации своих кадров. Однако далеко не все готовы тратиться на переобучение персонала, что в свою очередь ведет к поломкам и нарушениям графиков уборки продукции.

Самая надежная

Наиболее популярная техника в сегменте перевозки сельхозпродукции, по версии Ткачика из «Скания-Русь», это автомобиль с колесной формулой 6×2 или 6×4, оснащенный 440-сильным двигателем. «Это, как правило, или зерновоз, или автопоезд от 11 до 16 м3», — считает он. Как замечает Ткачик, клиент может заказать любой автомобиль, имеющий наиболее релевантный для его бизнеса набор качеств и характеристик. Это может быть и развозной автомобиль, в том числе и виде автопоезда, и седельный тягач с полуприцепами на все случаи жизни. Кстати, автомобиль в таком исполнении можно использовать для решения более широкого спектра транспортных задач, подчеркивает Ткачик.

А в ГК «Русагро» уверены, что грузовой транспорт производства «КАМАЗ» соответствует всем их ожиданиям и требованиям. Поскольку компании приходится перевозить грузы насыпью, навалом и в таре, то со стороны конструктивных особенностей наиболее предпочтительным вариантом для «Русагро» является самосвал с трехсторонней разгрузкой в сцепке с самосвальным прицепом. «Сервисных пунктов для обслуживания автомобилей на шасси у «КАМАЗа» и «МАЗа» больше, чем у ста фирменных прочих иностранных брендов, — уверен Басов. — Да и запчасти для отечественной техники дешевле, а при необходимости несложный ремонт можно выполнить своими силами, без посещения дилерского центра».

Свое предпочтение продукции «КАМАЗа» отдают и в ГК «Русский Дом». «С учетом того, что надо выезжать на полевые дороги и иметь возможность самосвальной выгрузки, мы считаем наиболее оптимальным вариантом для наших условий эксплуатации и видов перевозимых грузов автомобиль самосвал КАМАЗ-552900 на шасси, КАМАЗ-65115 и прицеп самосвальный 852901», — делится Кананыхин.

Однако Горгодзе замечает, что рачительные хозяева свой урожай вывозят тракторами с прицепами на колесах низкого давления. Вся остальная техника, включая КАМАЗы, уплотняет почву, говорит специалист, что впоследствии требует рекультивации, глубокорыхления и щелевания, чтобы восстановить плодородие почвы после переуплотнения.

В вот в «Агрофирме Аграфеновская» при первой возможности собираются приобрести прицепы немецкой компании Peter Kroger GmbH. Критерии, по которым выбиралась техника, — надежность, мобильность, качество. «Диапазон грузоподъемности таких прицепов разнообразен, — рассказывает Меркулов. — Есть прицепы грузоподъемностью более 20 тонн. Но главное ее преимущество в надежности и долговечности».

http://www.agroinvestor.ru