Печать

  В Государственной Думе скоро появится рабочая группа, которая будет сопровождать рассмотрение законопроекта об изменениях в часть 4 Гражданского кодекса РФ по поводу продвижения региональных брендов — обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией. В Гражданском кодексе РФ должно быть уточнено понятие «наименование места происхождения товара».

Соответствующее решение планируется принять 11 сентября на заседании Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.

Пока что выявлена потребность в охране значительного количества существующих в России географических названий происхождения товаров, но они не могут быть зарегистрированы в качестве наименования места происхождения товара в связи с жесткими требованиями к этому объекту. Кроме того, обязательства по охране географического указания возникли у РФ в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Согласно законопроекту, авторами которого стали члены Совета Федерации во главе с Председателем Палаты Валентиной Матвиенко, географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением.

Важно, что на территории того или иного города, посёлка должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик.

Законопроект предусматривает процедуру государственной регистрации географического указания и порядок его использования, содержание заявки на регистрацию географического указания, порядок проведения экспертиз, порядок отзыва заявки, оспаривания заявителем решений по заявке, восстановления пропущенных сроков, выдачи свидетельства об исключительном праве на географическое указание. Кроме того, прописана регламентация знака охраны географического указания, порядок прекращения правовой охраны географического указания и исключительного права на него, а также ответственность за незаконное использование географического указания.

Исключительное право на географическое указание будет действовать в течение десяти лет со дня подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности с возможностью продления на тот же срок.

«Несомненно, нуждается в совершенствовании законодательство о наименовании мест происхождения товаров. Надо дополнить перечень объектов правовой охраны. Наряду с наименованиями мест происхождения товаров в правовом отношении должны быть защищены и географические указания как самостоятельные объекты интеллектуальной собственности», — высказала ранее свою точку зрения Валентина Матвиенко.

По её словам, такие изменения соответствуют мировым тенденциям. Недавно был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, напомнила спикер. «Этот документ даёт возможность осуществлять международную регистрацию не только наименований мест происхождения товаров, но и географических указаний», — уточнила она.

 До сих пор в нашей стране региональные бренды регистрировали по наименованию места происхождения товара (НМПТ). Примеров таких брендов в стране немало: дулёвский фарфор, белёвская пастила, вологодские кружева, башкирский мёд.

kvedomosti.ru