23 мая аграрный комитет Госдумы провел парламентские слушания «Развитие органического сельского хозяйства и производства органической продукции: правовое обеспечение и правоприменительная практика».

Обсуждаемая тема давно будоражит аграриев, особенно фермерское сообщество. По данным ФАО ООН, современное сельское хозяйство несет ответственность за более чем 13% всего объема антропогенных выбросов парниковых газов. Органическое с/х (по данным IFOAM, в нем состоят более 750 организаций из 108 стран), напротив, использует индивидуальный подход к землепользованию, когда упор делается на сохранении природной экосистемы сельскохозяйственных угодий.  «Это система производства, поддерживающая состояние почв, экосистем и людей».

В. Кашин: органике нужна господдержка

Председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил:

— Мы сегодня собрались в связи с рассмотрением в Государственной Думе закона об органическом производстве. Этот закон долгожданный в связи с тем, что мировой тренд на этом направлении в последние годы динамично развивается и уже к сотне миллиардов долларов приближается. В этом направлении мы работаем пока недостаточно хорошо. Из 160 миллионов долларов, которыми определяется рынок органической продукции страны, лишь 10 процентов наших отечественных, а основное приходится на зарубежье.

Хотя исследования показывают, что абсолютное большинство россиян хотят, исходя из желания вести здоровый образ жизни, получать качественную продукцию. Наша задача – все сделать для того, чтобы принять нормативно-правовые акты, которые могли бы позволить нашим крестьянам, и, в первую очередь, малому бизнесу заниматься этим направлением.

Производство органической продукции требует особой государственной поддержки. Мы должны стимулировать всё, что связано с производством экологической продукции… Это пополнение плодородия почв за счёт естественных систем, за счёт сидеральных паров, внесения органики, известкования, природных элементов, которые выводят на баланс соответствующее плодородие.

Сам законопроект определил базовые вещи: добровольная сертификация, товарный знак, взаимоотношения по всей вертикали структур власти. Сейчас у нас работает рабочая группа под руководством Плотникова и Кашина. А в зале собрались более 35 академиков и 12 член-корреспондентов. И вот это огромное экспертное сообщество нам говорит о необходимости совершенствования понятийного аппарата, определения органического сельского хозяйства.

У нас с вами и изумительные возможности по дикоросам. Они в законе не прописаны в первом чтении, мы сейчас готовим это всё. У нас биологический ресурс 13,4 миллиона тонн дикоросов, это грибы, ягоды, лекарственные травы, 7,5 миллиона эксплуатационных запасов. Представляете, 7,5 миллиона? У нас одних только особо охраняемых природных территорий десятки миллионов гектаров, то есть, в этом плане мы являемся лидерами мировыми.

Но сегодня кто-то собрал грибы, ягоды, а им дело шьют. Мы занимались законом в комитете по природным ресурсам о дикоросах, он почти был готов. Вот в этом законе мы должны прописывать, снимать все те препоны и барьеры, которые мешают сегодня вот такой огромный резерв иметь. Это сотни миллионов долларов. Надо восстановить эти кооперативы, заготконторы, которые будут собирать у граждан и грибы, и ягоды, и все другое, что есть сегодня в дарах лесных. А если посмотреть наши земельные ресурсы…

Между тем многие перерабатывающие молочные заводы без получения сырого молока лепят такую линейку готового продовольствия молочного от сыров до всего другого, что волосы встают дыбом. А потом картинку получаем с телевидения и видим, что это фальсификат такой, от которого ещё и люди травятся.

Нам надо активно выходить на самую серьёзную модель развития органического сельского хозяйства, как производителя органической продукции.

Е. Громыко: и доходность аграриев повысится

Заместитель министра с/х РФ Евгений Громыко подчеркнул:

— В законе надо правильно сформулировать основные понятия, что такое органическая продукция, что такое производитель органической продукции, ввести единый знак органической продукции. Определить основные принципы производства органической продукции, такие как обособление производства, хранения, переработки на всех этапах отдельно от других видов производимой продукции. Предусмотреть добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции органами сертификации, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

Следующее. Предусмотреть введение единого государственного реестра производителей органической продукции, а также определить полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области производства и оборота органической продукции.

Мы абсолютно убеждены, что соблюдение этого минимального набора обязательных требований позволит не только избежать негативных экологических последствий в аграрном секторе, но и восстановить нарушенные экосистемы за счет использования биологических методов повышения плодородия почвы, для защиты растений. Это позволит также обеспечить население качественными и безопасными продуктами питания.

Кроме того, это позволит повысить доходность аграриев, потому что это недооцененный актив России. И мы сможем заработать дополнительные средства, производя здоровое питание. Малые формы хозяйств при наличии кооперативных подходов смогут сформировать товарные конкурентоспособные партии продукции здорового питания, органического питания. Это позволит также привлечь в отрасль инвестиции, вытеснить с рынка недобросовестных производителей, в итоге повысить уровень конкурентоспособности отечественной органической продукции…

Органическое питание, производимое в России, — это товар номер один на ближайшие 30-50 лет. Это однозначно. Депутатскому корпусу необходимо провести в округах разъяснительную работу, как эффективно использовать средства на органическое с/х, как

завершить сближение фундаментальной и прикладной науки.

С. Лисовский: внести ответственность продавца

Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Сергей Лисовский рассказал:

— Мне кажется, что недостаточно чётко определены механизмы применения закона к продуктам, произведённым не в России. То есть этот вопрос требует решения, как бы нам не получить огромный поток фальсификата, как мы сейчас имеем, из-за рубежа в виде так называемой органической продукции.

Второе. Требуется более чёткое определение генно-модифицированной продукции.

Надо дать дополнительную защиту использованию понятия «органический» и «экологический» и производных от этих слов в виде текста, в виде изображения. Потому что уверен, как только мы с вами введем эти понятия, и у нас появятся на прилавках товары с этим определением, у нас сразу появится классификация с похожими названиями, которые потребитель будет воспринимать как органическую продукцию.

Также статья 10 у нас: производитель органической продукции несет ответственность за использование графического обозначения. Но мне кажется, надо нам внести еще ответственность продавца за реализацию органической продукции.

В. Жириновский: «дойти, как говорится, до рта»

Руководитель фракции ЛДПР в ГД Владимир Жириновский поведал:

— Конечно, самое лучшее — органическое питание. Вроде, изобилие сейчас у нас, но в этом изобилии, наверное, процентов 80 больше вреда, чем пользы. Я захожу, проверяю на нитраты: всё с превышением, все мясные изделия, рыбные. Что я купил? Хлеб и редьку. И поэтому проблема еще в этом, люди готовы заплатить дороже, пусть это будет не в массовом порядке, но дайте им возможность.

Раньше были спеццеха на мясокомбинате, спецовощные базы или спецтеплицы. А сейчас куда пойти, чтобы получить нормальное питание, пусть даже будет дороже?

Мы в Смоленске, где губернатор от ЛДПР Островский, специальный сделали рынок: «Смоляне – для смолян». И там торгуют только местные жители, независимо от национальности, но местные, а на старом рынке, те, кто приезжие были, — пожалуйста, никто не регламентирует. Но надо, чтобы в каждой области всё-таки была возможность продать, потому что мы не только боремся за производство, но забываем ещё про сбыт.

И заготовка нужна. У нас же были при советской власти заготконторы: заготскот, заготрыба, заготзерно и они всё это заготавливали. Сейчас этого нет. А вот обработка земли. Мы когда-нибудь решим вопрос безотвального способа?

Мы законы примем. Понимаете? Но вопрос же в исполнении их и в том, чтобы дошло в сельском хозяйстве до самых отдалённых хозяйств. И пропаганда должна быть. У нас есть газета «Сельская жизнь»? Ну и где она? Не видно её, не слышно. Маленький тираж.

«Сельский час» передача есть на телевидении? Но кто её смотрит? Вопрос же в этом, чтобы… Лисовский ведёт? Есть передача? Где? Он не знает ещё, вроде бы есть, где-то должно быть. Я почему говорю? Потому что до сих пор, по-моему, такое отношение к аграриям ниже, чем должно быть.

Я предлагал создать комитет по питанию, Владимир Иванович (Кашин). Это же надо, наверное, выделить. Потому что комитет по сельскому хозяйству – мы производим. А чтобы получилось питание, и дойти, как говорится, до рта.

А. Петриков: органическое сельское хозяйство вписать в аграрную стратегию

Директор ВИАПИ им. А.А. Никонова академик Александр Петриков подчеркнул:

— Прежде всего, хотел поддержать общую тональность разговора о значении сельского хозяйства. И в связи с этим я вспомнил слова одного стратега, который сказал, что, когда вы контролируете цены на нефть, вы контролируете поведение правительства. Когда вы контролируете цены на продовольствие, вы контролируете поведение народа.

И, наверное, когда мы говорим о значении органического сельского хозяйства, нам надо эти вопросы, развитие этой отрасли вписать в нашу общую аграрную стратегию, в общие механизмы поддержки отрасли.

Законопроект, который сегодня является предметом обсуждения, начал разрабатываться в 2013 году рабочей группой Минсельхоза, депутатов ГД, экспертного сообщества. И я никогда не думал, что потребуется 5 лет только для того, чтобы его довести до первого чтения. Но тем не менее прошло 5 лет, и я помню, какие две цели главные мы ставили при разработке этого закона. Во-первых, борьба с оборотом квазиорганической продукции, в том числе так называемой фермерской продукции, рынок которой сейчас быстрее развивается, чем рынок органики.

И вторая цель – это стимулирование производства органической продукции, которая бы по цене была доступна российским потребителям со средним достатком. Вот это, по-моему, две цели, они положены в основу этого законодательного акта, и я думаю, что в первом чтении концептуально эти цели, в общем-то, выполняются.

Но я хотел подчеркнуть другую мысль, что закон – это только начало пути. Потому что есть несколько причин системного порядка, которые мешают развитию органического сельского хозяйства в России.

Первое — это, конечно, невысокий платежеспособный спрос населения. И опыт зарубежный показывает, что активный спрос на органическую продукцию начинается тогда, когда доля расходов в потребительском бюджете семей на питание достигает 10-15 процентов, сейчас у нас 35. Поэтому задача борьбы с бедностью, и особенно с сельской бедностью, которую поставил президент, является очень актуальной. У нас давно разработан механизм продовольственных талонов. Он сейчас не принимается, хотя неоднократные поручения были.

Вторая системная проблема. Это неразвитость бытовой инфраструктуры. Ведь потребитель хочет, чтобы производитель органики дошел конкретно до него. Он не верит всем посредникам, которые стоят между производителем и потребителем. То есть это кооперативная должна быть система сбыта.

Третья проблема. Это недостаток информированности и производителей, и потребителей органической продукции. «Сельская жизнь» хорошо, «Сельский час», особенно на Первом канале, хорошо. Но опять-таки зарубежный опыт показывает, что развитие органического сельского хозяйства шло рука об руку с развитием системы органического сельскохозяйственного образования и сельскохозяйственного консультирования, которое доходит по капиллярной системе самого отдаленного сельского района и до потребителя.

У нас же с 2009 года федеральная поддержка развития информационно-консультационной сети в регионах не производится. У нас всего есть более-менее хорошо работающих 24 региональных информационно-консультационных службы, которые замыкаются примерно на уровне, ну может быть, работы в областных центрах.

И самая последняя системная проблема. Это, как ни странно, но завышенное ожидание и прогнозы по развитию органического сельского хозяйства. Вот есть у нас, как со стороны правительства, так и со стороны экспертного сообщества, завышенное ожидание. Процитирую просто: доля России на мировом рынке в органике 25 процентов. Недавно это было сказано в высоких правительственных кругах. Сейчас объем нашего рынка 160 миллионов долларов — это 0,2 от мирового рынка органики. Мы что, хотим в среднесрочной перспективе так до 25 процентов шагнуть?

Я хочу призвать всех к реалистичности и сказать, что вслед за федеральным законом должна быть разработана подпрограмма развития органического сельского хозяйства в составе госпрограммы «Развитие сельского хозяйства в России до 2020 года», где должны быть субсидии в течение переходного периода, развитие за собой кооперативной инфраструктуры, органического образования, консультирования и прозрачной системы сертификации. И поручение Росстату — наладить, наконец, государственный учет органической продукции.

Н. Титов: от теории к практике

Николай Титов, первый заместитель Министра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана информировал:

— Для создания республиканской правовой базы по органическому сельскому хозяйству и продвижению этого вида в производство по инициативе президента в 2014 году при Минсельхозе республики был сформирован общественный совет по производству органической продукции из представителей органов государственной власти, ученых, практиков и сельхозтоваропроизводителей.

Активная работа совета позволила сформировать в республике, особенно в фермерской среде, идеологию преимущества органического производства над традиционным, и понимание большого будущего за этим направлением. Совет стал членом технического комитета по стандартизации ТК-40 «Продукция органического производства» и принял самое активное участие в работе над принятым первым российским межгосударственным стандартом.

Отсутствие на федеральном уровне законодательного регулирования этой сферы производства привело к необходимости разработки проекта закона Республики Татарстан об органическом производстве в республике. Он был разработан в 2015 году и даже был согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, но начавшиеся реальные подвижки по вопросу принятия федерального закона об органическом производстве отодвинули принятие республиканского закона на второй план.

Однако значимость обеспечения населения высококачественными безопасными органическими продуктами нашла отражение в республиканском законе «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», предусматривающего создание в республике инновационного кластера экопитания. Было проведено обследование на ряде сельхозформирований малого и среднего бизнеса для оценки перспектив развития на них органического производства. Сегодня можно говорить, что из более 3300 КФХ и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве республики, свыше 1200 потенциально могли бы произвести органическую продукцию растениеводства, например, зерновых культур около 300 тысяч тонн, гречихи около 8 тысяч тонн, по продукции животноводства и молока более 350 тысяч тонн, мяса скота и птицы более 100 тысяч тонн.

Для защиты потенциальных производителей и произведенных продуктов в республике была разработана и зарегистрирована в Росстандарте 6 декабря 2016 года система добровольной сертификации производства органической продукции Республики Татарстан «Органический продукт Татарстана».  Система предусмотрела два вида сертификатов, один из которых выдаётся на переходный период. На сегодня прошло сертификацию одно из хозяйств «Андрюшкино», которое получило сертификат соответствия второго уровня и находится в переходном к органическому производству периоде.

Развитие органического сельского хозяйства невозможно без подготовленных высококвалифицированных кадров. С этой целью в конце 2017 года при Татарском институте подготовки кадров агробизнеса был создан учебно-производственный центр «Органика», цели и задачи которого – не только реализация образовательных программ для всех категорий специалистов, но и организация научного сопровождения органического сельского хозяйства, конкретных сельхозтоваропроизводителей, подготовка к сертификации, создание опытных базовых хозяйств и отработка на их территориях соответствующих технологий с дальнейшим распространением полученных результатов на другие хозяйства.

Эта работа уже начата. Первым базовым хозяйством определено хозяйство имени Тимирязева, имеющее большой опыт по ведению рентабельного сельхозпроизводства.  Нашим приказом от 30 марта текущего года утверждён план агромероприятий по реализации проекта «Организация органического сельхозпроизводства в Республике Татарстан». Мы также вышли на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с инициативой создания на базе института переподготовки кадров Поволжского научно-производственного центра «Органика» и получили со стороны министерства одобрение. В настоящее время готовится необходимый пакет документов для создания этого центра.

Хотелось бы, чтобы требования закона были максимально гармонизированы с международными стандартами и требованиями, что позволит привлечь использование экспортного потенциала.

В. Косолапов: органика – в поле зрения ученых

Академик Владимир Косолапов рассказал:

— Мировой спрос на продукты питания, по прогнозам FAO, в ближайшие 20 лет увеличится на 50 процентов, и приоритетными направлениями будут биологизация и экологизация сельскохозяйственного производства. Сегодня органические хозяйства растут по всему миру, как грибы после дождя.

Ведётся работа и у нас. Ставятся конкретные задачи и перед наукой. Ведь органическое сельское хозяйство – это самое наукоёмкое направление. Здесь не годятся подходы примитивности и примитивизации. Недостаточно просто отказаться от вспашки, пестицидов и внесения удобрений, надеяться на то, что всё вырастет. Не вырастет. Необходимо глубокое понимание природы, внедрение самых современных достижений науки.

Конечно, основа органического сельского хозяйства – это многолетние травы и системное образование агробиоценозы. Они играют продукционную, почвоулучшающую, средообразующую роль. Эти важнейшие фундаментальные свойства в практике реализуются на уровне видов и сортов. Для создания сортов у нас имеются генетические коллекции кормовых растений. Именно сорт является решающим фактором формирования адаптивных агроэкосистем. У нас имеется целая линейка сортов клевера – это и раннеспелые сорта, среднеспелые сорта, позднеспелые сорта, одни из лучших в мире. У нас имеется гильдия сортов люцерны. Каждый сорт адресно ориентирован, хозяйственно специализирован. Имеется линейка сортов многолетних злаковых трав.

В органическом земледелии большое значение имеет повышение плодородия почв. Для этого мы создали сорт люцерны «Агния», обеспечивающий накопление биологического азота 270-300 килограммов на гектар. Необходимо использовать смешанные посевы. Профессор Юрий Тюрин создал уникальные озимые сорта «Вики», которые являются белковым компонентом к смешанным посевам…

Конечно, необходимо обратить внимание на севообороты. Для борьбы с болезнями у нас созданы специальные сорта редьки масличной, например, сорт «Светлана», который может использоваться для борьбы с патогенной почвенной микрофлорой.

Создаются биологические препараты для консервирования кормов. Мы считаем, что основа адаптивного кормопроизводства – это соединение растениеводов, ученых кормопроизводства, зоотехников, ветеринаров и переработчиков. Органическая продукция стоит дорого, поэтому должна быть глубокая переработка. Это должно быть уникальное не просто зерно, а должны быть крупы. И все это позволит увеличить экономическую эффективность и создать стабильные условия для производства органической продукции.

(Окончание следует).

http://kvedomosti.ru