Если углубиться в историю, то вопрос уменьшения износа двигателей и других узлов автомобилей рассматривался еще в сороковые годы производителями технических жидкостей и связан он был с тем, что при уже достаточно технологичных трансмиссиях, на гоночных болидах просто не хватало мощности и износостойкости двигателя, который выдерживал не более одного заезда.

Именно это вызывало интерес к повышению износостойкости и мощности двигателя без механических модификаций. Этого удалось достигнуть посредством применения химических составов, осуществляющих чистку двигателя, снижающих трение и износ высоконагруженных деталей. В результате двигатель получал дополнительные 10-15% мощности, ранее затрачивающихся на преодоление трения и выдерживал более высокие нагрузки, принося победы гонщикам.

Разумеется, такие разработки, не могли остаться невостребованными и не замеченными. Эти технологии тут же нашли применение в других отраслях: автомобильной промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте, малой авиации.

На сегодняшний день ситуация в сельскохозяйственном секторе России такова, что более 60% машинно-тракторного парка хозяйств эксплуатируется более 10 лет. Качество ГСМ, которые используются хозяйствами, нередко тоже является проблемой, которую многие фермеры и хозяйства просто не в силах разрешить. Следствием этого становится снижение производительности техники, повышение расходов на техническое обслуживание и капитальные ремонты, а самый затратный фактор — это конечно же непредвиденные поломки во время полевых работ, приводящие к незапланированным и очень высоким расходам, включающим в себя потерю дорогостоящего времени на посев, уборку урожая и обработку почвы. В этих условиях вопросы повышения надежности техники и понижение незапланированных расходов на ремонт стоят особенно остро.

Восемь десятилетий разработок специализированных химических средств дали серьезные результаты. О том, какие технологии применяются сегодня для достижения безотказной работы сельскохозяйственных машин и агрегатов с нашим журналом поделился Савченко Владимир Васильевич, руководитель комитета инноваций Ассоциации производителей сельскохозяйственной техники и оборудования Краснодарского края.

- Владимир Васильевич, вы давно занимаетесь вопросом повышения сроков безотказной работы сельскохозяйственной техники. В чем же источник проблемы выхода сельхозмашин из строя и есть ли возможность минимизировать риски?

- Влияние оказывают несколько факторов. Первым и самым главным можно назвать качество топлива, попадающего на наш рынок. Нередко случается, что после тестирования заявленный 92-й бензин оказывается 86-м, а проверка 95-го выявляет 92-й. В отношении дизельного топлива ситуация не лучше, нарушений всегда достаточно: не соответствующее количество серы, повышенное содержание влаги и т.д. Следовательно, здесь мы должны говорить о необходимости подготовки топлива к использованию, ведь все те технические характеристики сельхозмашин, которые нам озвучивают производители сельхозтехники основаны на работе при использовании качественного топлива.

Также заметную роль в эксплуатации техники, использующей топливо, играет правильная консервация на зиму и своевременное техническое обслуживание. Неправильная консервация ведет к серьезным засорениям топливной системы и многим другим проблемам.

Решение подобных проблем лежит в теме нашего разговора: использование специализированных технических жидкостей. Средства, улучшающие качество топлива известны на рынках многих стран не один год и начинают использоваться и в России.

Специализированные добавки к летнему дизельному топливу предоставляют возможность использовать летнее топливо в холодное время. Некоторые производители добавок, заявляют возможность использования летнего топлива до рекордно низких температур -35 оС. Однако здесь очень важно как само качество топлива, которое у нас далеко не всегда соответствует ГОСТу, так и качество технических составов, так называемых «антигелей».

Технические составы этой категории - серьезная помощь хозяйству, позволяющая выработать запас летнего топлива и с минимальными затратами перейти на зимнее. Если же говорить о юге России, учитывая теплые зимы, добавки могут помочь сократить использования зимнего горючего в разы.

- Вы затронули вопрос засорения топливной системы и необходимость ее чистки после неправильной консервации. А кроме таких случаев как часто ее требуется проводить?

- Чистка топливной системы — это необходимая профилактическая процедура, которая должна обязательным образом выполнятся регулярно, даже если транспортное средство не используется. При длительных простоях происходит деградация топлива в топливопроводах и системе в целом, это приводит к образованию отложений. Любой рабочий сезон, дает загрязнение топливной системы из-за прохождения большого количества топлива через неё, высоких и низких температур, нестандартного или не качественного топлива, изменений в работе двигателя и т.д. поэтому ее чистка – необходимое мероприятие. Чистка проводится с определенной периодичностью. Так, например, на тракторах и комбайнах рекомендуется проводить , чистку топливной и масляной систем через каждые 250 моточасов, а остальное время использовать стабилизатор, который улучшает качество топлива, контролируя воздействие серы и удаляя воду, тем самым обеспечивая стабильную работу двигателя и поддержание топливной системы в чистоте.

- А что касается других систем? Какие решения сегодня позволяют "продлить их жизнь"?

- Загрязнениям которые пагубно влияют на работу техники подвержены практически все системы. Поэтому регулярные и своевременные ТО так важны. Но не все загрязнения так легко удаляются. Приходится прибегать к помощи дополнительной химии или технических составов. Давайте по порядку:

1 Масляная система ДВС.

Масляная система любых ДВС подвержена высоким загрязнениям в связи с самим принципом работы ДВС. При сгорание топлива в результате химических процессов и взаимодействия углеводородов с маслом в двигателе образовывается нагар, смолы, лаковые отложения, кислоты и прочие вредные и разрушающие компоненты. В совокупности с повышенными нагрузками работы сельхозтехники в условиях Южного Федерального Округа, таких как высокая температура воздуха и повышенная влажность, возникает угроза перегрева, критически повышается износ узлов, что приводит к отказам.

Здесь помогают антифрикционные технические составы, которые добавляются в масло двигателя, условие - они должны быть только качественные. В результате использования таких составов, стабилизируется температура масла, как следствие, значительно уменьшается образование нагара и масло дольше не деградирует.

Испытанные антифрикционные составы можно добавлять в любой момент, как в свежее масло, так и в любое время между его заменами.

Ни для кого не секрет, что часть энергии двигателя тратится на преодоление силы трения. Использование составов, снижающих трение, позволяет дополнительно преобразовать 15-20% мощности двигателя, расходуемых на это самое трение, и направить их на работу агрегатов, колес, гусениц.

Чтобы не быть голословным приведу пример: в хозяйстве «Диана» в минувшем году провели опыт. На одном поле при уборке хлеба поставили два почти новых комбайна NewHolland. Для машин это была вторая уборка. В первый день дизтопливо в баках обоих комбайнов закончилось на 45 га обмолота. На второй день только в одну из машин залили антифрикционный состав или так называемый «кондиционер металла». В результате первый комбайн как и в первый день дал показатель в 45 га, а в машине с кондиционером металла дизельное топливо закончилось на 55 га обмолота. Таким образом, нагрузка на комбайн упала на 10%, экономия горючего также очевидна.

2 Система охлаждения ДВС.

Система охлаждения — это, наверное, одна из самых подверженных загрязнениям система, но в тот же момент более всех других игнорируемая и минимально обслуживаемая. Каждый второй человек считает, что если в системе охлаждения есть что-то жидкое (вода, тосол или что-то подобное) то система обслужена и больше не нуждается во внимании. Но это, к сожалению, далеко не так. Основная причина загрязнения лежит в принципе работы. Наличие нескольких видов металлов и постоянное движение жидкости по замкнутому кругу приводит к образованию электролитической коррозии и кавитации. Эти процессы приводят к разрушению металлов и потере жидкости охлаждения, результат отказ и дорогостоящий ремонт.

Своевременное профилактическое обслуживание и использование технических добавок, устраняющих электролиз и останавливающих коррозию, позволяет как очищать систему, так и дополнительно снизить рабочую температуру двигателя.

3 Гидравлическая система.

Гидравлическая система в первую очередь подвержена износу из-за перегрева и деградации гидравлической жидкости, а перегрев жидкости наступает в результате высоких нагрузок, экстремальных температур и потери антифрикционных свойств.

Обработка гидроприводов и гидронасосов кондиционерами металла, а также наружная обработка гидронасосов дают возможность не закипать маслу в насосах и как следствие - обеспечивают стабильную работу гидроприводов.

  1. Масляная система трансмиссий всех типов.

Трансмиссии всех типов подвержены износу по тем же причинам что и гидравлические системы, но в трансмиссии еще более высокие требования к качеству и температурной устойчивости смазок. Автоматические трансмиссии дополнительно страдают от кислот, образующихся в результате трения и высокой температуры.

  1. Редукторы и дифференциалы.

Редукторы и дифференциалы изнащиваются от высоких нагрузок, низкокачественных смазок с низким содержанием антифрикционных составов. В результате происходит увеличение зазоров (износ), повышение температуры (перегрев) и разрушение узла (заклинивание).

6 Эмиссионная система.

Так называемая «Эмиссионная», от английского слова Emission, система объединяет в себе выхлопную систему и все системы, связанные с воздухом и горением топлива в ДВС. Чем более современной становится техника, тем более сложной и дорогостоящей становится эмиссионная система. При сгорании топлива, продуктами этого процесса загрязняется и камера сгорания и катализаторы, и система ЕГР и система вентиляции картера. Даже при использовании качественного топлива эта система сильно подвержена засорению.

Загрязнение приводит к повышению расхода топлива, снижению мощности и неправильной работе ДВС. Забитый катализатор зачастую приводит к выходу из строя двигателя в результате перегрева. Кроме финансовых потерь, при загрязнении эмиссионной системы в разы повышается количество ядовитых выбросов в атмосферу, а это губительно сказывается на нашем здоровье и здоровье наших детей.

  1. Системы вентиляции и подачи воздуха в кабину.

В системе подачи воздуха в кабину расположен радиатор испарителя кондиционера, на нем при контакте теплого воздуха и холодного металла образуется влага, которая задерживается на испарителе, создавая идеальные условия для развития грибка плесени. Техника без кондиционеров страдает реже, но застоявшийся влажный воздух в патрубках и каналах вентиляционной системы также способствует развитию грибков. В последствии, споры грибка будут разноситься воздухом и попадать в легкие к людям, находящимся в кабине. Очищать и обрабатывать систему подачи воздуха просто необходимо для того, чтобы снизить риск заболеваний дыхательной системы.

  1. Системы сажевых уловителей дизельных двигателей.

Система уловителей сажи в дизельной технике бывает трех видов, но в независимости от типа этого фильтра, система направлена на повышение экологии в нашей жизни. Система подвержена засорению частичками сажи, а это разновидность состояния углерода. Сажа образуется в процессе горения дизельного топлива в ДВС. Чем меньше сажи в выхлопном газе, тем дольше прослужит сажевый фильтр. Некачественное дизельное топливо, неправильно работающая топливная система приводят к повышенному выбросу сажи и быстрому выходу из строя этого дорогостоящего узла. Часто используемое «удаление» фильтра мы не рекомендуем и исключаем из возможных, так как это пагубно сказывается на экологии и вносит изменения в технику, которые не предусмотрены заводом изготовителем.

Своевременная профилактика всех систем по технологии, изучаемой нашей Ассоциацией совместно с Кубанским государственным аграрным университетом (КубГАУ), дает возможность эксплуатировать транспорт и сельхозтехнику без замены сажевого фильтра гораздо дольше обычного, при этом основывается не только на очистке фильтра, но и снижении образования сажи в выхлопных газах.

- Спасибо за подробный ответ, а что касается навесных агрегатов для сельхозтехники? Они тоже нуждаются в обработке?

- Навесные агрегаты приводится в действие гидравлическими системами, ремнями или цепной передачей. Приводы всех типов требуют регулярного и своевременного обслуживания. Не своевременное обслуживание, как и его отсутствие, приведет к поломке. Сегодня Комитет Инноваций располагает полноценной информацией о существующих средствах для обработки ремней, цепей, а также подшипников навесных агрегатов, что позволяет значительно продлить сроки работы без перегрева и деформации. Важно еще учитывать, что обслуженные агрегаты — это дополнительная экономия энергии двигателя, как следствие – экономия топлива.

- Владимир Васильевич, вы перечислили большое число видов добавок, технических составов и смазок, а что касается цены вопроса? Ведь очень часто ситуация для агрария складывается так, что важны затраты "здесь и сейчас"?

- Пояснение простое. Капитальная чистка двигателя трактора должна проводится во время обычного обслуживания и рассчитываться от его рабочих характеристик. А приобретение технических составов приносит удорожание настолько не значительное, что эти средства хозяйство или фермер сэкономит на повышении производительности и снижении расхода топлива всего лишь за несколько дней. Межсервисные или внеплановые обслуживания систем рассчитываются тоже в зависимости от напряжённости и условий эксплуатации.

Называть цифры и суммы не корректно, так как техника имеет абсолютно разные параметры и характеристики, но мы можем ответить на эти вопросы при индивидуальном обсуждении технической единицы. Приведу хороший пример, который нам предоставило одно из хозяйств Брюховецкого района Краснодарского края, кстати использующее Инновационные Технологии с 2016-го года: на тракторе JohnDeere такая комплексная обработка экономит около 14 литров дизельного топлива на моточасе. Так же увеличилась производительность этого трактора. Если мы посчитаем цену за литр топлива в 40 рублей, то экономия в час превышает 400 рублей. Таким образом, все затраты на обработку с легкостью перекрываются экономией на топливе, но не стоит забывать, что цель своевременного обслуживания и профилактики — это увеличение ресурса.

- А применение всех этих средств требует каких-то навыков? Возможно ли получить техническую поддержку?

- Обычно всё обслуживание проводится мастерами-механиками, которые работают в хозяйствах. Как правило — это люди опытные и знающие, им достаточно небольших консультаций по телефону. Однако этого нельзя сказать о всех инновационных технологиях.

Во многих случаях необходимо обучение. В зависимости от видов техники и обслуживания мы поможем организовать обучение, которое может провести компания - поставщик технических средств. Эти обучающие программы проходят либо в учебной аудитории Трибологии и Технических Жидкостей Механического Факультета в Кубанском государственном аграрном университете, либо в аудиториях предприятия.

- Скажите пожалуйста, а не возникает конфликтов при использовании таких средств с разными маслами?

- На российском рынке предоставлено множество товарных марок, и мы понимаем, что некоторые производители мягко сказать «лукавят», заявляя об их волшебных свойствах. Мы серьезно изучаем этот рынок, и знаем что качественная продукция никогда не нарушает никаких гарантий и совместима со всеми маслами, смазками.

Конечно, для этого нужно четко пользоваться технологиями, которые тщательно разработаны и испытаны. Впрочем, это относится к любому виду обслуживания с использованием добавок или без. Мы изучаем технологии, которые позволяют точечно направить действие на решение конкретных задач. Например, мы можем во время чистки усиливать воздействие на резиновые уплотнения, тем самым обновляя свойства сальников, колпачков клапанов. Спектр решаемых задач очень широк.

- Все эти химические добавки широко применяются в Европе, а насколько все протестировано в наших условиях?

- Мы занимаемся изучением увеличения ресурса и снижения затрат на содержание парка сельскохозяйственной техники уже несколько лет, и конечно испытали много различных производителей технических составов. Выбираем лучшее из предоставленных на рынке именно путем испытаний, проверок, сбора информации и обмена опытом с нашими зарубежными партнерами. Разумеется, все вышеперечисленные технологии протестированы именно в наших условиях, существует научное сопровождение от специалистов университета КубГАУ, где проводились исследования и испытания. Также, безусловно, проводилось и немало опытов и исследований на различной технике, мы располагаем протоколами испытаний, фото и видео иллюстрациями по работе составов.

apknews.su