Трактор – один из главных видов сельхозтехники на поле. При всей кажущейся простоте его конструкции по сравнению с тем же комбайном («колёса, двигатель, навеска – вот и вся машина», говорят некоторые инженеры) именно от трактора зависит, как быстро и качественно выполняются работы в поле. А не вовремя сломавшийся агрегат во время посевной кампании вообще поставит урожай под удар. Какую модель выбрать и как правильно эксплуатировать трактор, чтобы он прослужил долго? Мы опросили специалистов нескольких дилерских компаний и заводов-производителей, чтобы выяснить: на какие параметры стоит обращать внимание при покупке трактора и какие ошибки совершают аграрии, присматриваясь к той или иной модели.

Перед покупкой

Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении: одна из главных ошибок – это покупать машину в отрыве от системы возделывания культуры, которая выстраивается в хозяйстве. По словам начальника отдела агротехнологий компании «Бизон» Василия Абашкина, главный вопрос – по какой технологии работает хозяйство и какой у него севооборот. От этого зависит оборудование, которое будет агрегатироваться с трактором, в первую очередь сеялка.

– Почему всё начинается с сеялки? – говорит эксперт. – Потому что действия крестьянина на поле в итоге сводятся к тому, чтобы в нужный срок заделать семена во влажный слой почвы. Мы пашем, культивируем, вносим удобрения, чтобы получить всходы. От них зависит дальнейший успех. Поэтому аграрий должен сначала определиться: какую культуру, по какому предшественнику, на каком агрофоне и какой сеялкой он будет сеять. И уже от этого, от технологии подбирается комплект почвообрабатывающих машин. А их, в свою очередь, трактору предстоит транспортировать по полю.

Выбор трактора «по случаю», без привязки к технологии, может привести к тому, что некоторые операции окажутся недоступны аграрию. Если трактор универсальный пропашной, то он будет работать и в узком междурядье, с такими культурами, как подсолнечник или кукуруза. В свою очередь, классические тяжёлые трактора предназначены в основном для сложных работ, связанных с обработкой почвы. Они способны тащить плуги, культиваторы и широкозахватные посевные комплексы. Однако если тяжёлый трактор имеет шарнирно-сочленённую раму (ШСР), у которой быстрый поворот, точно попасть семенем в междурядье будет почти невозможно. А это важно для ряда культур. То есть иметь в хозяйстве единственный трактор с «ломающейся» рамой нельзя, он непригоден для ряда операций.

– Нюансов огромное количество, – продолжает Василий Абашкин. – Некоторые почвообрабатывающие орудия, например в овощеводстве, работают на крайне низких скоростях. Если у трактора механическая трансмиссия, то, как правило, на первой передаче он не сможет обеспечить такого медленного хода. Потребуется ходоуменьшитель. Зато вариаторная трансмиссия на это способна. Тот же прицепной комбайн при уборке свёклы работает на определённых, невысоких, скоростях… Тут стоит задумать ещё и вот о чём: сможет ли транспортное средство, следующее за комбайном, там медленно ехать по полю?

Иногда аграрии покупают трактор с минимальной комплектацией, которой последствии им не хватает, добавляет ведущий специалист группы product-manager CLAAS Федор Колесник. Частый случай подобного «просчета» - отсутствие на машине переднего вала отбора мощности.

- Бывает, клиент хочет применить этот трактор на покосе травы, но это невозможно – приводить в действие фронтальную косилку нечем, - говорит он. - Второй случай: трактор был куплен с минимальным количеством балластов, которых потом недостаточно для выполнения тяжелых работ.

Помимо технологии аграрию важно понимать, с какими почвами ему предстоит работать, добавляет региональный директор ООО «АСТ» по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Александр Стовбун. В зависимости от типа почвы, её плотности для одного и того же орудия потребуется разная мощность трактора. Песчаные почвы и суглинки – это не одно и то же!

– Плюс есть рекомендованные параметры мощности: количество лошадиных сил, потребляемое на метр ширины захвата орудия, – говорит Стовбун. – Тут уже надо учитывать тип орудия и то, на какой глубине оно будет работать.

При покупке машины лучше брать класс мощности и навески с запасом на случай экстремальных нагрузок и непредвиденных условий рельефа. Однако если купить слишком мощный трактор, то он будет работать недозагруженным и зря расходовать топливо, резюмируют специалисты.

И ещё одна важная вещь. В России пока ещё немногие рассматривают трактор как инвестицию, то есть «заглядывая» в будущее на годы вперёд. Выбор машины часто ситуативен и основан на рекомендациях коллег или соседей по району.

– Аграрии не оценивают общий потенциал машины, возможности её доработки, дальнейшей цифровизации и интеграции с различным оборудованием. Плюс ко всему, на Западе принято смотреть на такие критерии, как стоимость содержания техники, ресурс до капитального ремонта, стоимость машины на вторичном рынке, – говорит Александр Стовбун.

Наконец, важно обращать внимание на сервис и ремонтопригодность машин. Например, по словам замгендиректора по технической политике компании «Бизон» Юрия Резникова, некоторые американские трактора могут ремонтироваться исключительно в дилерских сервисных центрах:

– Те же двигатели у них собираются специнструментом и строго по инструкции. Всё закручивается динамометрическими ключами, обычным ключом отвинтить болты невозможно. Служит всё долго и надёжно, но ремонт – только дилерская служба.

Классическая компоновка или шарнирно-сочленённая?

С точки зрения конструкции на рынке сегодня представлены два больших типа тракторов: классический (цельная четырёхугольная рама) и шарнирно-сочленённый (две рамы с перемычкой). Как правило, классические трактора наиболее универсальны – их можно использовать и в поле как тягловую силу, и для транспортировки грузов. «Шарнирные» трактора в первую очередь тягачи. Обычно они мощнее своих собратьев, но некомфортно себя чувствуют на дороге.

В чём ещё между ними разница?

– Как правило, «шарниры» – это трактора с мощностью свыше 400-450 лошадиных сил, – говорит Александр Стовбун. – Их компоновка позволяет реализовать развесовку трактора в соотношении 50 на 50 на оси, чтобы минимизировать давление на почву. Но есть недостаток – нужны более широкие разворотные полосы для машин. Приобретение таких тракторов подразумевает наличие полей площадью хотя бы 60-80 га. Если есть необходимость использования таких тракторов в ограниченном пространстве, я бы посоветовал гусеничный трактор как более маневренную машину.

Особенность тракторов с ШСР – это четыре равновеликих колеса, обладающих большим «пятном» контакта с почвой, добавляет Федор Колесник. Это дает возможность хорошо реализовывать тяговый потенциал. В то же время тракторы с «ломающейся рамой» имеют узел, подверженный постоянным динамическим нагрузкам: центральный шарнир. И чем тяжелее выполняемая операция, тем интенсивнее идет его износ.

- В отличие от тракторов с ШСР, современные классические тракторы не имеют такого слабого звена, - утверждает представитель CLAAS. - При этом мощные тракторы, типа AXION 900 серии, обладают широкими колесами с «пятном» контакта практически не уступающими трактору с равновеликими колесами. А учитывая, что большинство тракторов комплектуются спаренными колесами, во многих случаях они даже превосходят их.

На шарнирной раме трёхточечная навеска удалена от трактора, а на классической – приближена, продолжает сравнение Юрий Резников. Из-за этого сцепление с почвой у первого трактора хуже, и его нужно дополнительно нагружать. Некоторые даже наливают воду в скаты, чтобы повысить сцепление с почвой, а значит, и тяговое усилие трактора.

– Такие трактора – «одноклассники» с классическими по мощности двигателя, но не по своим возможностям, – считает эксперт.

Управляющий товарной группой «Тракторы» ОАО «Ростсельмаш» Олег Стецюк не согласен с коллегами.

– За счёт шарнира и возможности применения большего количества балласта достигается лучшая развесовка по осям: 60 передняя ось и 40 задняя, – рассказывает он. – У «шарнира» меньше давление на грунт, поскольку равновеликие колёса имеют большее «пятно» контакта, чем колёса классического трактора (меньше уплотнение почвы – выше урожайность).Тяговое усилие минимум на 15% выше при прочих равных: массе трактора и мощности двигателя (обусловлено одинаковыми ведущими мостами). Выше маневренность с орудиями.

Выше проходимость, так как трактора с ШСР – постоянно полноприводные, с возможностью копирования рельефа, а классические трактора имеют лишь подключаемый передний мост. Учитывая развесовку трактора ШСР 60/40 против классической 40/60, сцепление передних колес с почвой выше. Шансы самому вылезти из грязи выше, чем у классического трактора. К тому же утверждение, что мощные классические трактора более универсальны за счёт транспортных работ, не всегда соответствует действительности. Это правда, но экономически целесообразно в том случае, если трактор имеет мощность 150-200 л. с.

Какую трансмиссию выбрать?

По словам Федора Колесника, любой трактор – это всегда удачная, или не очень, совокупность узлов и агрегатов. В некоторых случаях мотор, трансмиссия и другие элементы идеально подобраны друг к другу. А где-то производитель сэкономил. В том числе существует зависимость между запасом прочности узлов и тяжестью работ, которые предстоит выполнять трактору. Важнейший и самый нагруженный узел трактора – это трансмиссия.

Как утверждают собеседники «Крестьянина», в современных тракторах представлены три вида коробок передач: механическая, гидромеханическая и вариаторная. Механика, как правило, управляется гидромуфтой, но внутри неё те же шестерни и валы. Есть коробка Power Shift, в которой каждая шестерня управляется электроникой. И есть вариаторные коробки типа Vario. Последняя разновидность – бесступенчатая. Там нет переключения скоростей, нет передач. По сути, это два насоса и мотор: всё управляется за счёт давления масла.

– Чем хороша механика? – размышляет Олег Стецюк. – Как правило, у неё низкая стоимость и высокий КПД передачи мощности на тяговый брус. Недостатки – с ней нельзя переключаться под нагрузкой во время движения по полю. Коробка Power Shift считается уже автоматической и позволяет переключать скорости, когда орудие заглублено. В российских условиях она набирает популярность, потому что надёжная и ремонтопригодная. Вариаторы – это уже следующая ступень развития. Коробка сложная, неремонтопригодная. Но она даёт возможность подобрать наилучшее передаточное соотношение под любую операцию на поле. Ещё из плюсов – вариаторы предоставляют функцию ходоуменьшителя, скорость – от 0,05 км/ч. Они показывают неплохой расход топлива на лёгких операциях, а на тяжёлых ведут себя почти так же, как остальные.

Юрий Резников уверен, что вариаторные коробки экономичнее прочих.

– Чтобы коробка Power Shift работала, ей нужно давление для переключения гидравлики, – объясняет он. – А оно может обеспечиваться только при определённых оборотах двигателя. Дали обороты – пошло распределение нагрузки. Но двигатель должен держать обороты. Вот почему расход топлива ниже на коробках типа Vario. Они дают плавный ход, без всяких переключений, дёрганий, износа деталей. Трактор безболезненно идёт по пахоте.

Александр Стовбун выступает за Power Shift.

– Они показали свою надёжность и позволяют максимально реализовать потенциал мощности двигателя, – утверждает он. – Если трактор используется на транспортных работах, то лучше трансмиссия типа вариатор. Но она менее надёжна на тяжёлых работах, на глубокой вспашке.

Дело в том, объясняет Олег Стецюк, что вариатор рассчитывает нагрузку на двигатель и не всегда может выйти на те режимы, которые хочет оператор. Коробка как бы «бережёт» себя, не давая выйти на критическое количество оборотов.

В машинах CLAAS используются два вида коробок передач, рассказывает Федор Колесник.

- На тракторах с мощностью до 300 л.с. применяется трансмиссия типа Power Shift, - объясняет он. - Данный тип с уверенностью передает нужную мощность от двигателя к движителю и при этом не удорожает конструкцию, обладая всеми преимуществами автоматической КПП. На тракторах большей мощности (AXION 900, XERION) применяется бесступенчатая трансмиссия CMATIC. Она не только комфортна в эксплуатации, но и предохраняет от перегрузки остальные элементы энергетической цепи трактора.

Не надо памятников

По словам Юрия Резникова, при качественном обслуживании практически любой современный трактор будет служить долго. Но инженерные службы в хозяйствах порой недостаточно внимательно следят за правильной эксплуатацией машины. А механизатор, как правило, хочет побольше заработать и гоняет машину в хвост и в гриву.

– Как-то мы приехали в хозяйство, стали смотреть двигатели в тракторах, – вспоминает замгендиректора «Бизона». – Вскрываем крышку клапанов, берём отвёрткой смазку, а она не капает. Чёрным солидолом взялась. Трактор больше 2 000 моточасов так отработал – надо ему памятник поставить, что он живой ещё!

Для каждой машины есть разработанные регламенты обслуживания, качества топлива и замены масел, напоминает Александр Стовбун. Если в Европе этот интервал составляет 500 моточасов, то в России, с учётом качества ГСМ, он не превышает 250-320 моточасов. Вдобавок надо следить за качественной работой топливной аппаратуры, оптимальным распылом форсунок. Случаются прецеденты, когда форсунка из-за плохого топлива начинает переливать или даёт некачественный распыл. Нарушаются тепловые характеристики работы двигателя, идёт ускоренный износ машины.

– И ещё очень важно обращать внимание на балластировку трактора, – продолжает представитель ООО «АСТ». – Тяговая нагрузка должна быть правильно распределена. Это исключает пробуксовку. Она бывает, но в рабочих пределах, до 12%. Если выше, то расход горючего возрастает и повышается износ узлов, механизмов и самих шин. К слову мы часто сталкиваемся с тем, что аграрии не отслеживают давление в шинах. А это важно, потому что влияет на коэффициент пробуксовки, на тяговые усилия трактора. При транспортировке на большие расстояния мы увеличиваем давление в колёсах до 2-2,5 бар. А при работе в поле снижаем его, в зависимости от навесного агрегата, до 0,8-1,2 бар. Тем самым увеличивается площадь опоры трактора и уменьшается давление на почву. Сейчас появились шины ультранизкого давления, там можно снижать давление до 0,6 бар. Нагрузка на почву с такими шинами будет ещё ниже.

Наконец, нужно следить за тягово-позиционным регулированием задней навески, напоминает Федор Колесник. Эту возможность сейчас имеют многие тракторы. Правильная настройка позволит расходовать топливо более рационально, не перегружать трансмиссию. А еще – предотвращать выход из строя сельскохозяйственного орудия, уверен он.

- Суть этой системы заключается в том, что когда вы переводите заднюю навеску в положение четкой позиции, то трактор и держит ее. Это важно при вспашке: машина едет медленно, и глубина обработки не «плавает». Если же систему перевести в тяговую позицию, то трактор будет сам выглублять орудие (когда ему трудно) или заглублять (когда легко). Это применяется в основном при выполнении таких операций, как дискование и т.д., - резюмирует специалист.

agrobook.ru