Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству до 15 мая разработать механизмы легализации личных подсобных хозяйств, один из упомянутых в поручении вариантов — введение на селе налога на самозанятых. Председатель Аграрной партии России, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России Ольга БАШМАЧНИКОВА уверена: это недопустимая мера. Налог на владельцев личных подсобных хозяйств может серьезно ухудшить уровень жизни сельского населения и увеличить темпы миграции из деревень.

По данным последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, в стране — 17,5 млн личных подсобных хозяйств граждан. Из них лишь 50 тысяч (0,5 % подворий) приносят своим владельцам основной доход.

Даже товарные личные подсобные хозяйства (2 млн подворий), которые производят продукцию не только для нужд семьи, но и на продажу, получают с этого доход, который помогает просто выживать. Статистика показывает — уровень зарплат в сельской местности составляет 64% от уровня в среднем по экономике.

Нельзя допустить, чтобы личные подсобные хозяйства, которые, по сути, помогают селянам выжить, подпали под налоговый режим. Им и так нелегко живется и облагать такие ЛПХ налогом просто недопустимо. Слава богу, что заселяют сельскую территорию, им за это еще доплачивать нужно, а иначе кто и когда ее обживет.

Конечно, есть случаи, когда размеры ЛПХ сопоставимы со средним фермерским хозяйством, такого быть не должно. И здесь вопрос должен стоять не о налоге на самозанятых, а о регистрации в предприниматели тех, кто имеет определенные объемы производства. Так, в законе «О личном подсобном хозяйстве» целесообразно прописать с какого уровня дохода подсобное хозяйство обязано получить статус предпринимателя. Определяющими здесь могут быть и площадь земельных угодий и размер поголовья. Однако, при определении критериев отнесения к ЛПХ важен принцип – «не навредить и не ухудшить жизнь простых людей».

Другой важный аспект проблемы. За 10 лет произошло снижение количества крестьянских фермерских хозяйств на 40%. В этих сорока процентах и те, кто не выдержал и уехал в город и те, кто просто перестал быть официальным предпринимателем, немного снизив объемы производства, продолжает вести деятельность в статусе ЛПХ. Это тоже определенная тенденция. Вести легальный бизнес фермерам становится все сложнее, особенно если это реально малое хозяйство.

Государство «не видит» эти хозяйства. Поддержки нет, кредитов тоже, с рынками сбыта сложно, только проверки, отчетность и налоги. Минусы от ведения действительно мелкого предпринимательства перевешивают плюсы. Ежегодно из бизнеса уходит 20-30 тысяч КФХ. Те новые хозяйства, которые создаются, в том числе с государственной поддержкой, не перекрывают негативный тренд.

Вывод очевиден: помимо поддержки вновь начинающих стартапов необходимо предусмотреть меры, останавливающие выбытие из бизнеса уже существующих предпринимателей. Речь идет о деловом климате для «малышей». Это и доступность субсидий, и механизмы поддержки тех, кто попал в трудную финансовую ситуацию, и серьезная консалтинговая помощь, и организация выхода на рынки сбыта через кооперацию или интеграцию.

Это целая система работы с «малышами». Государство должно видеть в них ценность и потенциал, и транслировать свои посылы через действенные инструменты поддержки. По данным ВСХП, из 115 тысяч осуществляющих свою деятельность КФХ, 44% хозяйств имеют средний размер земельного участка 14 га. Они в первую очередь и находятся в зоне риска и нуждаются в опеке государства. Остановить процесс перехода в ЛПХ просто путем введения налога на профессиональный доход невозможно. Эта мера не стимулирует развитие, а наоборот его останавливает, активизируя негативные процессы.

Для того, чтобы владельцы ЛПХ захотели перейти в предприниматели, а действующие предприниматели — в этом статусе остаться, нужна целая система мер и государственная стратегия развития малого бизнеса. Люди должны видеть, что государству их маленькая ферма нужна, видеть перспективу ее развития, поскольку она решает сразу несколько задач, в том числе сохраняя и поддерживая социальный контроль на сельской территории.  Для них в первую очередь должны быть доступны субсидии, заемные ресурсы, информационно-консультационное сопровождение, упрощенный налог, должен быть определенный социальный лифт в дальнейших возможностях развития хозяйства.

Что мы видим по факту? По итогам за 2018 год только 14% зарегистрированных фермерских хозяйств сумели получить несвязанную поддержку на гектар (в 2019 году с учетом привязки несвязанной поддержки к использованию районированных семян с подтверждением апробации посевов этот процент будет значительно ниже); 1,2% хозяйств — поддержку на литр молока, 3,3% МФХ — льготные кредиты. Получается, что в группу тех, кто ничего не получил, с высокой вероятностью попали и предприниматели из группы риска («малыши») и хозяйства, имеющие в среднем по 240 га. А таких насчитывается 41%.

Что касается ЛПХ. Наиважнейшая задача стоит в развитии и «доращивании» личных подсобных хозяйств через ту же кооперацию и программы социального лифта. Важно мобилизовать энергию людей, создать для них стимулы для роста и развития. Это, по сути, филигранная работа с сельскими семьями. И она во многих регионах сегодня весьма эффективно ведется. Есть главы муниципальных районов и сельских поселений, которые вменили себе в качестве основной задачи развития территории работу с подворьями.

Результаты поражают. Так в Усманском районе Липецкой области по итогам 2018 года доля ЛПХ, вовлеченных в кооперативную деятельность, достигла 73,2%. Объем продукции, закупленной у ЛПХ за год, увеличился на 44%. В районе действует сельскохозяйственный кооперативный мини-рынок, планируется к запуску кооперативный ОРЦ. Люди видят перспективу в жизни и в работе на селе даже не будучи предпринимателями. Наиболее активные участвуют в грантовых программах и оформляют хозяйства.

Но до этого еще нужно созреть и дорасти. На мой взгляд, необходимо передавать существующий опыт эффективной работы с ЛПХ до всех глав муниципалитетов и глав сельских поселений, организовать своеобразную школу кадров для глав, работающих в сельских территориях. Гораздо важнее, в первую очередь реализовать эту задачу, чтобы создать базу скооперированных ЛПХ и предпринимателей, так или иначе участвующих в пополнении бюджета страны.

kvedomosti.ru