Минпромторг разработал проект изменений в законодательные акты РФ, регулирующие розничные рынки. В министерстве предполагают, что изменение законодательства позволит устранить избыточные требования, что позволит сделать рынки и ярмарки не хуже, чем торговые центры, гастрономы и супермаркеты. В числе предложений, например, запрет региональным властям устанавливать дополнительные требования к застройке, а на территории рынков предлагается разрешить продавать алкогольную продукцию.

Федеральный закон “О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ” был принят в 2006 году, после чего в отношении рынков применялись избыточные административные и иные требования, считают в Минпромторге. В пояснительной записке к документу указано, что жесткие требования, которые не применяются к другим форматам торговли, привели к фактическому исчезновению рынков в России. По данным Росстата, за последние десять лет доля ярмарочных и рыночных форматов в розничном обороте снизилась с 20% до 6%, а общее количество рынков в России сократилось почти в 6 раз - с 5892 до 1002.

 По мнению разработчиков законопроекта, рынки играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, и из-за снижения их количества в субъектах мелкие производители, фермеры и население испытывают большие трудности со сбытом своей продукции, поскольку зачастую только эти форматы торговли подходят им в качестве каналов сбыта. Законопроект призван устранить избыточные требования к организации и работе рынков, регулирование планируется сделать соразмерным с другими форматами торговли.

 В первую очередь предлагается отменить требование согласовывать план организации рынков с органами власти субъекта РФ. На сегодняшний день план регламентирует не только места расположения рынков, но и их количество и типы, а разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет. Предполагается, что если на участке или в здании технически можно разместить рынок, то прочие требования избыточны.

 Кроме того, региональным властям предлагается запретить устанавливать дополнительные требования к застройке или перепланировке зданий. К управляющим компаниям данных форматов торговли сейчас предъявляются дополнительные требования вроде наличия специального оборудования, предоставления торговых мест, наличия реестра продавцов. Все эти правила также предлагается исключить, однако в целях безопасности законопроект сохраняет требования по наличию ветсанлабораторий в случае сбыта непереработанной продукции животного происхождения.

 Законопроект разрешает размещать торговые места в некапитальных объектах (павильонах, навесах, киосках), но период их работы в течение года должна регулировать администрация региона, а внешний вид - органы местного самоуправления. К слову, требования к внешнему виду рынков и ярмарок предлагается пересматривать раз в десять лет.

 Основную часть проекта занимают предложения по снятию запрета на продажу алкогольной продукции на рынках. В Минпромторге считают, что запрет на розничную продажу алкоголя не действует в торговых центрах и несетевых магазинах, что создает дискриминационные условия для торговли на рынках. Однако разрешить реализацию алкогольной продукции предлагается не с открытых прилавков, а исключительно в объектах общественного питания в составе рынка.  

 Из-за дерегулирования рыночной торговли предлагается внести поправки и в КоАП, чтобы нарушения правил торговли подпадали под общее для всех форматов торговли регулирование. 

 В конце 2018 года в СМИ широко обсуждалось предложение Минпромторга вернуть палатки в российские города. В министерстве рассчитывали, что Госдума в течение 2019 года примет законопроект о нестационарной и мобильной торговле. По словам замминистра Виктора Евтухова, крупные торговые сети в России занимают до 40% рынка, но производителей, желающих представлять свои продукты на полках, гораздо больше, чем сетей и их магазинов. Евтухов оценивает, что развитие нестационарной торговли может создать до 250 тысяч рабочих мест.

 Для примера, в 2016 году мэром Москвы Сергеем Собяниным было принято решение демонтировать весь самострой, включая стихийные киоски и павильоны. Через год Собянин заявил, что программа сноса ларьков создала новые рабочие места в стационарных магазинах, кратно превысив количество рабочих мест, обеспеченных нестационарной торговлей.

www.dairynews.ru